Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 569 
Next page End  

Самооправдание: когнитивный диссонанс
Одна из теорий объясняет изменение установок тем, что у нас есть причины для поддержания
согласованности наших знаний. Именно в этом заключается смысл знаменитой теории когнитивного
диссонанса, автором которой является Леон Фестингер (Festinger, 1957). Сама по себе теория проста, но
область ее применения огромна. Согласно теории когнитивного диссонанса, мы испытываем
напряжение («диссонанс»), если две одновременно воспринимаемые мысли или два убеждения
(«когниции») психологически несовместимы; нечто подобное мы испытываем тогда, когда решаем
сказать или сделать нечто такое, в отношении чего испытываем смешанные чувства. Фестингер считает,
что мы прибегаем к «регулировке» мышления, чтобы снизить это неприятное возбуждение. Эта простая
идея и некоторые удивительные прогнозы, вытекающие из нее, вызвали к жизни более 2000
исследований (Cooper, in press).
Теория когнитивного диссонанса преимущественно имеет отношение к взаимному
несоответствию поведения и установок. Мы осознаем и несоответствие поведения установкам, и
несоответствие установок поведению. Когда мы ощущаем некоторое противоречие, возможно, даже
определенное лицемерие, у нас возникает потребность в переменах. Подобная трактовка позволяет
объяснить, почему (по данным одного опроса, проведенного в Великобритании) половина курильщиков
не согласна с некурящими, которые практически поголовно убеждены в том, что люди «ничуть не
преувеличивают опасность курения» (Eiser et al., 1979).
Теория когнитивного диссонанса позволяет объяснить самоубеждение и предлагает несколько
удивительных прогнозов. Возможно, вы уже и сами догадались, каких именно.
Недостаточное оправдание
Представьте себе, что вы — участник знаменитого эксперимента, проведенного
изобретательным Фестингером и его ученицей Дж. Меррилл Карлсмит (Festinger & Carlsmith, 1959). В
течение часа вы должны заниматься бессмысленным делом, например поворачивать деревянную ручку.
Когда вы заканчиваете «работу», экспериментатор (Карлсмит) говорит вам, что цель исследования —
изучение влияния ожиданий на выполнение задания. Следующего испытуемого, ожидающего за
дверью, необходимо убедить в том, что его ждет интересный эксперимент. Карлсмит, изображая
человека, оказавшегося в безвыходном положении (Фестингер «дрессировал» ее в течение многих
часов, добиваясь максимальной естественности), говорит вам, что ассистент, который обычно беседует
с испытуемым, чтобы создать у него подобные ожидания, не смог участвовать в эксперименте, и, ломая
руки, умоляет вас заменить его.
Вас просят потрудиться во имя науки и обещают заплатить, и в конце концов вы соглашаетесь
поговорить со следующим испытуемым (который на самом деле — тот самый помощник
экспериментатора) и рассказать о том, какое удовольствие только что получили. «Правда? — так
называемый испытуемый явно не торопится поверить вам. — Неделю назад в этом эксперименте
участвовала моя подруга, и сказала, что это смертная тоска». — «Ничего подобного! — отвечаете вы. —
Очень интересное задание. Будете поворачивать ручки. Отличное упражнение. Получите огромное
удовольствие, вот увидите». Ваше личное участие в эксперименте заканчивается тем, что вас просят
заполнить анкету (опросник) и ответить на вопрос, насколько вам на самом деле понравилось вертеть
ручки.
История создания теории
Вскоре после землетрясения в Индии (1934 г.) за пределами зоны бедствия возникли слухи о том,
что грядут еще более страшные стихийные бедствия. И тогда меня осенило: эти слухи могут быть
«оправданы тревогой», т. е. они — когниции, оправдывающие страх, который испытывали люди. Из
этой мысли, как из зерна, и выросла моя теория снижения диссонанса — приведение вашего взгляда на
мир в соответствие с тем, что вы чувствуете, или с тем, что вы сделали.
Леон Фестингер (1920-1989)
---
А теперь попробуйте спрогнозировать, при каких условиях вы скорее поверите в свою
собственную маленькую ложь и скажете, что вам действительно было интересно? Если вам заплатят за
Hosted by uCoz