Navigation bar
  Print document Start Previous page
 144 of 569 
Next page End  

Культуры также отличаются друг от друга нормами, регулирующими экспрессивность и
личностное пространство.
Индивидууму, воспитанному в традициях относительно формальной
культуры Северной Европы, человек, связанный происхождением с экспрессивной культурой
Средиземноморья, может показаться «славным, очаровательным, неделовым и тратящим время
попусту». В свою очередь выходец из Средиземноморья, скорее всего, скажет про уроженца Северной
Европы, что он «деловой, холодный и слишком озабочен тем, чтобы не потратить зря ни секунды»
(Triandis, 1981). Латиноамериканские топ-менеджеры, прибывшие с опозданием на званый обед, могут
быть удивлены тем, насколько их североамериканские партнеры привержены пунктуальности.
<Граница моей личности проходит на расстоянии примерно 75 см от моего носа. В. Оден (1907-
1973)>
Личностное пространство — это как бы окружающий нас пузырь или буферная зона, которую
мы создаем между собой и окружающими. Величина этой «зоны» зависит от ситуации. Общаясь с
незнакомыми людьми, мы держимся на почтительном расстоянии от них (4 фута [4 фута — 121,9 см. —
Примеч. перев.] или более). В автобусе, в котором немного пассажиров, или в общественных местах мы
защищаем свое пространство и проявляем уважение к личностному пространству других. Друзей мы
подпускаем ближе, обычно на расстояние 2-3 фута. [2-3 фута — 60-90 см. — Примеч. перев.]
Люди отличаются друг от друга: одним требуется большее личностное пространство, чем другим
(Smith, 1981; Sommer, 1969; Stockdale, 1978). То же самое можно сказать и о группах людей: взрослым
нужно большее личностное пространство, чем детям. Мужчины держатся на большем расстоянии друг
от друга, чем женщины. По неизвестным причинам выходцы из стран, расположенных вблизи экватора,
предпочитают такое расстояние, которое не мешает им прикасаться друг к другу и обниматься.
Британцы и скандинавы предпочитают большие личностные пространства, чем французы и выходцы из
арабских стран, а североамериканцы — большие, чем латиноамериканцы.
Чтобы увидеть последствия вторжения в чужое личностное пространство, сыграйте по
отношению к своему приятелю роль агрессора: сядьте или встаньте на расстоянии примерно одного
фута от него и заведите беседу. Как он отреагирует? Будет ли он ерзать, отворачиваться, постарается
отстраниться или проявит какие-нибудь иные признаки беспокойства? Именно такие признаки
возбуждения жертвы вторжения в личностное пространство отмечали исследователи, изучавшие это
явление (Altman & Vinsel, 1978).
Культурное сходство
Различия между культурами обусловлены адаптивностью человека. Однако под покровом
культурных различий психологи, занимающиеся кросс-культурными исследованиями, обнаруживают
«внутренне присущую им всеобщность» (Lonner, 1980). Мы все — представители одного
биологического вида, а потому процессы, определяющие наше поведение, во многом идентичны.
Наряду с «индивидуальными» нормами, характерными для определенных культур, существуют и
нормы, присущие всем культурам без исключения. Наиболее известная универсальная норма — запрет
на инцест, т. е. запрет на сексуальные отношения между родителями и детьми и между родными
братьями и сестрами. Хотя этот запрет нарушается гораздо чаще, чем когда-то думали психологи, эта
норма по сию пору не утратила своей универсальности. Нет ни одного общества, которое одобряло бы
кровосмешение. Поскольку эволюционным психологам известно, как генетика наказывает за инбридинг
(межродственное скрещивание), им легко понять, почему представители абсолютно всех культур не
приемлют инцеста.
Известны и универсальные нормы, имеющие отношение к дружбе. Результаты исследований,
проведенных Майклом Аргайлом и Моникой Хендерсон в Великобритании, Италии, Гонконге и в
Японии, позволяют говорить о существовании в этих странах некоторых индивидуальных культурных
норм, определяющих роль друга (в Японии, например, особенно важно не огорчать друга публичной
критикой) (Argyle & Henderson, 1985). Однако есть и некоторые безусловно универсальные нормы:
уважай личную жизнь своего друга, разговаривая с ним, смотри ему в глаза и умей хранить тайну,
доверенную тебе другом. Таковы правила игры, которая называется «дружба». Их нарушение означает
конец игры.
<Жермен Грир в The Female Eunuch пишет о том, как ласковые обращения, свидетельствующие о
неравнодушии к женщине, низводят ее либо до чего-то съедобного, либо до животных: сладкая, овечка,
конфетка, сладкий пирожок, котеночек, цыпленочек.>
Роджер Браун отметил еще одну универсальную норму. Повсеместно — а он изучал проблему в
Hosted by uCoz