Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 569 
Next page End  

свидетельствуют о существовании определенных тенденций: мужчины более, чем женщины, ценят
высокий заработок, возможность продвижения по службе, творческую работу и власть, а для женщин
большее значение имеют удобный рабочий график, межличностные отношения и возможность
помогать другим (Konrad et al., 2000). Реальная ситуация в Северной Америке вполне соответствует
этим данным: среди тех, чей труд связан с заботой о других (социальные работники, учителя и младший
медицинский персонал), женщин гораздо больше, чем мужчин. Похоже, что женщины более склонны к
благотворительности: среди тех, кто завещал благотворительным организациям более $5 миллионов, —
48% женщин и
35% мужчин, а женские колледжи всегда получали существенную помощь от своих
выпускниц (National Council for Research on Women, 1994).
{Девочки обычно играют небольшими группами и имитируют взаимоотношения. Игры
мальчиков значительно чаще содержат элемент соревнования и агрессивны}
Связи, создаваемые женщинами — матерями, дочерями, сестрами и бабушками, — скрепляют
семьи (Rossi & Rossi, 1990). Женщины проводят больше времени в заботах о детях-дошкольниках и
стареющих родителях (Eagly & Crowley, 1986). Они покупают в 3 раза больше подарков и
поздравительных открыток, пишут почти в 4 раза больше личных писем, чем мужчины, а количество
междугородных телефонных разговоров женщин с друзьями и родственниками на 10-20% превышает
количество «мужских» разговоров (Putnam, 2000). Когда женщин просят показать их фотографии, они
показывают больше фотографий родителей и фотографий, на которых они запечатлены в окружении
других людей (Clancy & Dollinger, 1993). Женщины только тогда удовлетворены своим браком, когда
чувствуют взаимную поддержку (Acitelli & Antonucci, 1994).
(— Как подумаешь, что у вас, мужчин, нет близких друзей, становится грустно. — У меня есть
друзья, Сал. Друзья по баскетболу... По бизнесу... По покеру.
— Разве их можно назвать близкими? Взять хотя бы тех, с кем ты играешь в покер. О чем вы
разговариваете? — О многом... О спорте, бизнесе.
— Да уж, действительно сокровенные темы. Может, вы и погоду обсуждаете? — Да, а что?)
При проведении опросов женщины гораздо чаще, чем мужчины, говорят о себе как о людях,
обладающих эмпатией, т. е. способных сопереживать другим, радоваться и печалиться вместе с ними.
Хотя и в меньшей степени, но различие в эмпатии заметно и по результатам лабораторных
экспериментов. На демонстрируемые слайды или на рассказываемые истории девочки реагируют с
большей эмпатией (Hunt, 1990). Женщины, пережившие тяжелые ситуации в лабораторных условиях
или в реальной жизни, относятся к товарищам по несчастью с большей эмпатией, чем мужчины (Batson
et al., 1996). Женщины больше склонны огорчаться и реагировать слезами на несчастья других
(Eisenberg & Lenon, 1983). Все это позволяет понять, почему и мужчины и женщины считают, что
женщины — более сердечные и заботливые друзья, чем мужчины (Rubin, 1985; Sapadin, 1988). И
мужчины и женщины, испытывая потребность в понимании и сострадании, в ком-то, с кем можно
поделиться и своими радостями, и своими бедами, как правило, идут к женщине.
<Голос женщины, отличный от голоса мужчины, доносит до нас правду о том, насколько
нравственна забота о ближнем. Кэрол Гиллиган, 1982>
Большая сосредоточенность женщин на межличностных отношениях находит свое отражение в
их улыбчивости (Hecht et al., 1993). Женщины более улыбчивы, чем мужчины. Об этом
свидетельствуют результаты изучения 9000 выпускных альбомов колледжей (LaFrance, 1985), а также
1100 фотографий из газет и журналов и 1300 фотографий, сделанных в универсальных магазинах, в
парках и на улицах (Halberstadt & Saitta, 1987).
Одно из объяснений большей склонности женщин к эмпатии заключается в том, что они лучше,
чем мужчины, умеют «считывать» чувства окружающих. Выполнив метаанализ 125 исследований
восприимчивости мужчин и женщин к невербальным сигналам, Джудит Холл пришла к следующему
Hosted by uCoz