Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 569 
Next page End  

Рис. 6.1. Типичный пример образования норм в экспериментах Шерифа. Оценки тремя
испытуемыми расстояния, на которое якобы смещалась световая точка, от опыта к опыту все более и
более сближались. (Источник: Sherif & Sherif, 1969, p. 209)
Этот метод был использован Шерифом и его помощниками для того, чтобы понять, насколько
люди внушаемы. Что произойдет, если повторно протестировать испытуемых через год? Вернутся ли
они к своим первоначальным оценкам или по-прежнему будут придерживаться групповых норм?
(Rohrer et al., 1954). (О чем свидетельствует поведение испытуемых — об уступчивости или о
согласии?)
Роберт Джейкобс и Дональд Кэмпбелл, пораженные очевидной способностью культуры
сохранять ложные убеждения, изучали их распространение в своей лаборатории в Университете
Северо-Запада (Jacobs & Campbell, 1961). Изучая автокинетическое движение, они привлекли к участию
в экспериментах своего помощника, которого «подсаживали» к испытуемым для того, чтобы тот давал
завышенные оценки «смещению» точки. Затем помощника «выводили» из эксперимента, заменяя его
настоящим новым испытуемым, последний, в свою очередь, заменялся «еще более новым». Завышенное
смещение «пережило» пять поколений испытуемых, после чего несколько уменьшилось. Эти люди
стали «ничего не подозревающими соучастниками поддержания культурной фальшивки». Урок,
который можно извлечь из этих экспериментов, заключается в следующем: наши представления о
действительности принадлежат не только нам.
Последствия нашей внушаемости в реальной жизни нередко бывают забавными. Стоит кому-
нибудь одному зевнуть, кашлянуть или рассмеяться, как окружающие тут же начинают делать то же
самое. Тот, кто использует записанный на пленку смех за кадром комедийных шоу, учитывает нашу
внушаемость. Общение со счастливыми людьми делает нас самих более счастливыми — феномен,
названный Питером Тоттерделлом и его коллегами «взаимозависимостью настроений» (Totterdell et al.,
1998). Результаты их наблюдений над медсестрами и бухгалтерами свидетельствуют о том, что
работающие бок о бок люди нередко одновременно пребывают в приподнятом или подавленном
настроении.
Вторая форма «социального инфицирования» — это так называемый «эффект хамелеона»
(Chartland & Bargh, 1999). Представьте себе, что вы — участник одного из экспериментов и сидите
вместе с человеком (на самом деле это помощник экспериментатора), который время от времени или
трет лицо, или начинает покачивать ногой. Оказавшись в подобной ситуации, стали бы вы делать то же
самое — потирать лицо или покачивать ногой, если бы это делал сидящий рядом с вами человек? Если
да, то это, с высокой долей вероятности, будет автоматическим поведением без сознательного
намерения приспособиться к другому, позволяющее вам почувствовать то, что чувствуют другие
(Neumann & Strack, 2000).
Внушаемость может проявляться и в больших масштабах. В конце марта 1954 г. газеты Сиэтла
сообщили о том, что в городке, расположенном в 80 милях севернее Сиэтла, повреждены лобовые
стекла многих автомобилей. 14 апреля стало известно о том, что машины с поврежденными стеклами
Hosted by uCoz