Navigation bar
  Print document Start Previous page
 175 of 569 
Next page End  

монастыря начали кусать друг друга». Прошло совсем немного времени, и «мания кусания»
распространилась и на другие монастыри.
В 1914 г. в Южной Африке, бывшей в то время британской колонией, в газетах появилось
ошибочное сообщение о том, что немецкие самолеты летают над территорией страны, готовясь
совершить нападение. Маневры, о которых сообщалось, были недоступны самолетам начала XX в., а
расстояние между Германией и Южной Африкой было непреодолимым для них. Но это не помешало
тысячам людей ошибочно принять такие трудноидентифицируемые на фоне ночного неба объекты, как
звезды и планеты, за вражеские самолеты.
24 июня 1947 г. Кеннет Арнольд, пилотируя собственный самолет в районе Маунт-Рейнир
[Mount Rainier Национальный парк. Находится в штате Вашингтон, включает часть Каскадных гор, в
том числе самую высокую вершину штата — вулкан Рейнир. —
Примеч. перев.], увидел в небе 9
светящихся объектов. Испугавшись, что перед ним — иностранные ракеты, он попытался сообщить об
этом инциденте в ФБР. Когда же выяснилось, что офис ФБР закрыт, Кеннет отправился в редакцию
местной газеты, где и рассказал про крестообразные объекты, перемещавшиеся, как «тарелки,
брошенные на поверхность воды». Когда потом об этом инциденте сообщило более чем в 150 газетах
агентство «Ассошиэйтед Пресс», с легкой руки «специалистов по придумыванию» газетных заголовков
термин «летающие тарелки» стал общеупотребительным, а количество тех, кто в то лето собственными
глазами видел их в разных частях света, росло лавинообразно.
---
Хотя не все исследователи подтверждают этот феномен — способность самоубийц «вербовать»
последователей, — он нашел подтверждение в Германии, в одной из психиатрических клиник Лондона,
где в течение одного года покончили с собой 14 пациентов, и в одной средней школе, где в течение 18
дней было два добровольных ухода из жизни, семь суицидных попыток и 23 ученика сказали, что
думают о самоубийстве (Joiner, 1999; Jonas, 1992). И в Германии, и в США число суицидов несколько
увеличивается после демонстрации телевизионных сериалов, персонажи которых кончают с собой;
ирония заключается в том, что к аналогичным последствиям приводят и серьезные произведения, в
центре которых — проблема суицида (Gould & Shaffer, 1986; Hafner & Schmidtke, 1989; Phillips, 1982).
По данным Филлипса, подростки наиболее подвержены подобному влиянию, что позволяет понять
случающиеся время от времени серии подростковых самоубийств.
Давление группы: эксперименты Аша
Участники экспериментов Шерифа, в которых использовалось автокинетическое движение,
сталкивались с неоднозначной реальностью. Рассмотрим более определенную с точки зрения
восприятия проблему, с которой столкнулся мальчик по имени Соломон Аш (1907-1996). Аш
вспоминал, как во время седера
[Седер — ритуальный ужин, который устраивается на еврейскую
Пасху. — Примеч. перев.] спросил у своего дяди, сидевшего рядом с ним:
««Почему дверь должна быть не заперта?» Дядя ответил: «В этот вечер пророк Илия заходит в
каждый еврейский дом и отпивает глоток вина из приготовленной специально для него чаши». Эта
новость поразила меня, и я переспросил: «Неужели он правда приходит? И то, что он пьет, тоже
правда?» — «Если ты будешь смотреть очень внимательно, когда откроется дверь, ты увидишь —
смотри на чашу! — ты увидишь, что вина стало чуточку меньше», — сказал дядя.
Именно это и произошло. Я впился взглядом в чашу с вином: мне во что бы то ни стало нужно
было увидеть, изменится в ней что-нибудь или нет. Это было мучительно, и, конечно, нельзя было быть
абсолютно уверенным в этом, но мне показалось, что что-то на самом деле произошло с вином и его
уровень в чаше немного понизился» (Aron & Aron, 1989, р. 27).
Прошли годы, и социальный психолог Аш воссоздал в своей лаборатории ситуацию,
воспоминания о которой сохранились у него с детства. Представьте себя в роли одного из
добровольных участников эксперимента Аша. Вы сидите шестым в ряду, в котором всего 7 человек.
Сначала экспериментатор объясняет вам, что все вы принимаете участие в исследовании процесса
восприятия и связанных с ним суждений, а затем просит ответить на вопрос: какой из отрезков прямой,
представленных на рис. 6.2, равен по длине стандартному отрезку? Вам с первого взгляда понятно, что
стандартному отрезку равен отрезок ¹ 2. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 5 человек,
которые ответили до вас, сказали: «Отрезок ¹ 2».
Hosted by uCoz