Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 569 
Next page End  

подобному влиянию. К тому же между безвредными устными заявлениями участников этих
экспериментов и реальным причинением вреда кому бы то ни было — огромная разница; ни вы, ни я
никогда бы не подчинились приказу причинить вред ближнему. Или подчинились бы? Именно на этот
вопрос и попытался ответить социальный психолог Стэнли Милгрэм.
Несколько слов об этике. Этические нормы требуют от исследователя по окончании
эксперимента объяснить испытуемым, с какой целью он проводился (глава 1). Представьте себя на
месте экспериментатора, который только что убедился в конформизме одного из испытуемых. Вы
смогли бы рассказать ему правду о своем трюке с помощниками так, чтобы он не почувствовал себя
доверчивым болваном?
Подчинение: эксперименты Милгрэма
Эксперименты Милгрэма — изучение того, что происходит с людьми, когда приказы
наделенных властью лиц расходятся с требованиями их собственной совести, — самые знаменитые и
самые противоречивые эксперименты в истории социальной психологии (Milgram, 1965, 1974).
«Возможно, они в большей степени, чем какой бы то ни было другой эмпирический вклад социальных
наук, стали частью интеллектуального наследия, признанного всем нашим обществом, — той
небольшой совокупности исторических фактов, библейских притч и примеров из классической
литературы, к которой обращаются серьезные мыслители, когда спорят о человеческой природе или
размышляют об истории человечества» (Ross, 1988).
Представьте себе следующую сцену, поставленную Милгрэмом, разносторонне одаренным
человеком, обладавшим в том числе и талантами писателя и режиссера. Двое мужчин приходят в
психологическую лабораторию Йельского университета, где им предстоит принять участие в изучении
процесса обучения и памяти. Строгий экспериментатор, одетый в серый рабочий халат, говорит им, что
в лаборатории проводится новаторское исследование — изучается влияние наказания на обучение, и
требует, чтобы один из них («учитель») заставил другого («ученика») запомнить перечень парных
понятий, наказывая за ошибки ударами электрического тока возрастающей силы. Распределение ролей
— по жребию: испытуемые тянут из шляпы бумажки. Один из них, 47-летний бухгалтер с мягкими
манерами, «подсадная утка», делает вид, что на его бумажке написано «ученик», и его препровождают в
соседнюю комнату. «Учитель» (он пришел в лабораторию по газетному объявлению) получает
несильный «ознакомительный» удар током, после чего наблюдает за тем, как «ученика» усаживают в
кресло, привязывают к нему и закрепляют электроды у него на запястье.
Затем экспериментатор и «учитель» возвращаются в лабораторное помещение, и «учитель»
занимает свое место перед «генератором тока», снабженным переключателем, с помощью которого
«напряжение» можно варьировать от 15 до 450 вольт, причем цена деления составляет 15 вольт. На
шкале сделаны надписи: «Слабый удар», «Очень сильный удар», «Опасно: сильнейший удар!» и тому
подобные. В интервале от 435 до 450 вольт появляется надпись «XXX». Экспериментатор говорит
учителю, что за каждую последующую ошибку «ученик» должен получать более сильный удар, чем за
предыдущую. При каждом повороте переключателя вспыхивает лампочка, срабатывает реле и звучит
зуммер.
Проблема крупным планом. Последовательность протестов «ученика» участника
эксперимента Милгрэма, человека с «больным сердцем»
75 вольт: Ой!
90 вольт: Ой!
105 вольт: Ой (громче)!
120 вольт: Ой! Эй! Мне же больно!
135 вольт: Ой!
150 вольт: Ой! Экспериментатор! Хватит! Выпустите меня! Я же говорил вам, что у меня
больное сердце! Мне уже плохо! Выпустите меня, прошу вас! У меня начинается приступ! Я
отказываюсь продолжать! Выпустите меня!
165 вольт: Ой! Выпустите меня! (Кричит.)
180 вольт: Ой! Мне очень больно! Я больше не могу терпеть! Выпустите меня! (Кричит.)
195 вольт: Ой! Да выпустите же меня! Выпустите! У меня плохо сердцем! Выпустите меня! Вы
не имеете права удерживать меня здесь! Выпустите меня! Выпустите! Выпустите меня отсюда! У меня
плохо с сердцем! Выпустите меня!
Hosted by uCoz