Navigation bar
  Print document Start Previous page
 182 of 569 
Next page End  

Cialdini, 1988).
Институциональность власти
Если престиж власти столь важен, возможно, именно престиж Йельского университета делал
легитимными приказы, которые Милгрэм отдавал испытуемым. Во время интервью, которые
проводились с ними после экспериментов, многие признавались: если бы не репутация Йельского
университета, они ни за что не стали бы подчиняться. Чтобы проверить, насколько эти заявления
соответствуют истине, Милгрэм перенес эксперименты в город Бриджпорт, штат Коннектикут.
Расположившись в скромном офисном здании, он повесил вывеску «Исследовательская ассоциация
Бриджпорта». Как вы думаете, сколько «учителей» полностью подчинились приказам, когда в новой
обстановке те же самые исследователи провели эксперимент с «сердечным приступом»? Хотя их
количество и уменьшилось, все равно их было очень много — 48%.
В реальной жизни происходит то же самое: авторитетные люди, за которыми стоят уважаемые
организации, обладают социальной властью. В свое время Роберт Орнштейн рассказал следующий
случай из практики своего друга-психиатра (Ornstein, 1991). Однажды его срочно вызвали в
Калифорнию, в Сан-Матео, где один из его пациентов, Альфред, стоя на краю обрыва, грозился
броситься вниз. Когда психиатру стало ясно, что больной глух к его доводам, ему осталось надеяться
лишь на то, что полицейский, эксперт по кризисным ситуациям, приедет раньше, чем случится
непоправимое.
Однако еще до прибытия эксперта на месте трагедии случайно оказался другой полицейский,
который ничего не знал о происходящем. Вытащив мегафон и направив его в сторону собравшихся на
обрыве людей, он прокричал: «Какой осел оставил свой “Понтиак-универсал” посреди дороги?! Я чуть
не врезался в него! Кто хозяин?! Сейчас же отгоните его на обочину!» Услышав приказ, Альфред в ту
же секунду отошел от края обрыва, перегнал свой «Понтиак» и безропотно сел в машину полицейского,
который и повез его в ближайшую больницу.
Раскрепощающее влияние группы
Классические эксперименты Милгрэма демонстрируют негативные стороны конформизма. А
может ли он быть конструктивным? Вы наверняка припомните ситуации, когда вполне оправданно
злились на несправедливого педагога или на чье-либо оскорбительное поведение, но так и не рискнули
возразить. Но стоит одному или двоим выразить свое отношение, как вы сразу же следуете их примеру.
Милгрэм продемонстрировал этот раскрепощающий эффект конформизма, проведя эксперимент, в
котором «учителю» помогали два помощника. Когда в ходе эксперимента они оба отказались
подчиняться экспериментатору, тот велел настоящему испытуемому продолжать работу в одиночку. Он
повиновался? Нет. Проявляя солидарность с непокорными помощниками, 90% «учителей»
освободились от дальнейшего участия в эксперименте.
<Когда главнокомандующий говорит подполковнику, что он должен пойти в угол и встать на
голову, подполковнику лучше не медлить.>
Обсуждение классических исследований
Обычная реакция на результаты, полученные Милгрэмом, — искать их аналоги в современной
истории. К ним относятся и действия нациста Адольфа Эйхманна, утверждавшего, что он «всего лишь
исполнял приказы», и действия лейтенанта Уильяма Келли, который в 1968 г. командовал
неспровоцированным убийством сотен жителей вьетнамской деревни Сонгми, и недавние «этнические
чистки» в Ираке, Руанде, Боснии и в Косово. Солдаты приучены подчиняться приказам старших по
званию. Вот отрывок из воспоминаний одного из участников бойни в Сонгми.
«[Лейтенант Келли] приказал мне открыть стрельбу. И я начал стрелять. Кажется, я выпустил в
них обоймы четыре... Они молили о пощаде, приговаривая: «Нет, нет». Матери прижимали к себе детей
и... Но мы продолжали стрелять. Они протягивали руки и умоляли нас...» (Wallace, 1969).
<В современной американской армии солдат учат не подчиняться безнравственным,
противозаконным приказам.>
Безопасный, научный контекст экспериментов, в которых изучался конформизм, не имеет ничего
общего с теми условиями, в которых ведутся военные действия. Эксперименты, проведенные для
Hosted by uCoz