Navigation bar
  Print document Start Previous page
 199 of 569 
Next page End  

между шотландцами и англичанами, между представителями племен хуту и тутси, между сербами и
хорватами или между католиками и протестантами, живущими в Северной Ирландии, невелика. Но и
небольших различий достаточно для того, чтобы разгорелся большой конфликт (Rothbard & Taylor,
1992). Нередко соперничество с другой группой тем сильнее, чем больше она напоминает твою
собственную.
<Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения.
Малколм
Форбс,
«Форбс»
[Журнал деловых кругов, освещающий вопросы менеджмента и определяющий
критерии наиболее эффективного ведения бизнеса. Основан Б. Ч. Форбсом (1880-1954) в 1917 г. Достиг
пика популярности под руководством его сына М. С. Форбса (1919-1990). — Примеч. перев.]>
Ирония заключается в том, что, хотя никто из нас не хочет быть «белой вороной», все мы
похожи друг на друга своим желанием быть «не как все» и вниманием к тому, в какой мере нам это
удается. Однако, как следует из результатов изучения предрасположения в пользу своего Я (глава 2),
нам нужно вовсе не любое отличие, а только отличие «в правильном направлении». Мы стремимся не к
тому, чтобы просто отличаться от среднестатистической личности, а к тому, чтобы быть лучше ее.
{Отстаивание собственной уникальности. Большинство из нас, не желая сильно отличаться от
окружающих, тем не менее подчеркивают свою индивидуальность с помощью своего собственного
стиля или одежды}
Завершая рассмотрение такого феномена, как конформизм, хотелось бы сказать несколько слов
об экспериментальном методе, использованном при его изучении. Ситуации, которые создавались для
этого в лабораториях, отличаются от ситуаций, возникающих в реальной жизни. Часто ли нас просят
оценить длину отрезка прямой линии или наказать кого-либо ударом электрического тока? Сходства
между психологическими процессами, протекающими в лабораторных условиях и в реальной жизни, не
больше, чем между горящей спичкой и лесным пожаром, иллюстрирующими один и тот же процесс —
процесс горения (Milgram, 1974). Делая обобщения на основании простого процесса — горения спички,
мы должны проявлять осторожность, потому что лесной пожар — явление сложное. Однако
контролируемые эксперименты с горящими спичками могут дать нам такую информацию о процессе
горения, которую не могут дать наблюдения за лесными пожарами. Аналогично и социально-
психологические эксперименты позволяют нам проникнуть в суть поведения и выявить такие его
стороны, которые трудно выявить в реальной жизни. Экспериментальная ситуация уникальна, но то же
можно сказать и о любой социальной ситуации. Предлагая испытуемым различные уникальные в своем
роде задания и повторяя свои эксперименты в разных странах и в разное время, исследователи находят
общие закономерности, скрытые внешними различиями.
Резюме
Повышенное внимание социальных психологов к силе социального давления должно
дополняться не менее пристальным вниманием к силе личности. Мы не марионетки. Когда социальное
давление становится чрезмерным, в людях нередко пробуждается потребность в реактивном
сопротивлении, и они начинают противодействовать принуждению, чтобы сохранить присущий им дух
свободы. Если подобную потребность в реактивном сопротивлении испытывают одновременно все
члены какой-либо группы, результатом может стать бунт.
Мы не чувствуем себя комфортно, когда сильно отличаемся от окружающих, но нам не хочется и
быть «как все». Поэтому мы ведем себя так, чтобы сохранить ощущение уникальности своей личности.
Будучи членом какой-либо группы, мы острее всего осознаем свое отличие от окружающих.
Постскриптум автора
Быть членом общества и оставаться индивидуальностью
Делай то, что считаешь нужным. Подвергай сомнению слова авторитетов. Если ты этого хочешь,
делай. Думай о своем удовольствии. Не будь конформистом. Принимай самого себя. Не изменяй себе.
Это твой долг по отношению к самому себе.
Мы слышим слова вроде этих снова и снова... если живем в одной из стран с
индивидуалистической западной культурой: в Западной Европе, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и
особенно в США. Не подвергаемая сомнению мысль о том, что индивидуализм — это хорошо, а
конформизм — плохо, есть то, что в главе 1 было названо «социальной репрезентацией» — идеей,
Hosted by uCoz