Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 569 
Next page End  

пришли к следующему выводу: если содержание трудно для понимания, самым убедительным окажется
печатное сообщение, потому что у читателей есть возможность разбираться в нем с такой скоростью,
какая им доступна (Chaiken & Eagly, 1976). Исследователи предлагали студентам Массачусетского
университета простые и сложные сообщения в форме текстов либо видео- или аудиозаписей.
Результаты этого эксперимента представлены на рис. 7.8: сложные сообщения лучше понимались тогда,
когда их можно было прочитать, а простые — когда их представляли на видео-пленке. Телевидение
вынуждает зрителей воспринимать информацию с той скоростью, с которой она «поставляется»; кроме
того, привлекая внимание людей не к сути сообщения, а к коммуникатору, оно подталкивает их к
сосредоточенности на таких косвенных признаках, как привлекательность последнего (Chaiken & Eagly,
1983).
Рис. 7.8. Простые сообщения наиболее убедительны в форме видеозаписи, сложные — в
печатном виде. Следовательно, окажется ли средство массовой информации убедительным, зависит от
того, соответствует ли оно по форме сложности содержания передаваемого сообщения. (Источник:
Chaiken & Eagly, 1978)
Кому адресовано сообщение? Аудитория
Как уже отмечалось в главе 6, личностные качества людей не всегда позволяют точно
предсказать их реакцию на социальное влияние. Какая-то конкретная черта может одновременно
благоприятствовать одной стадии процесса убеждения и отрицательно влиять на другую (рис. 7.1).
Возьмем для примера самооценку. Люди с низкой самооценкой нередко плохо понимают содержание
сообщений, а потому трудно поддаются убеждению. Те же, чья самооценка высока, хоть и понимают, о
чем им говорят, вполне могут остаться при своем мнении. Вывод: легче всего поддаются влиянию люди
со средним уровнем самооценки (Rhodes & Wood, 1992).
Давайте также рассмотрим и две другие характеристики тех, кому адресовано сообщение:
возраст и склонность к аналитическому мышлению.
Сколько им лет?
Как правило, социальные и политические взгляды людей разного возраста различны.
Социальные психологи объясняют это двояко. Одно объяснение базируется на жизненном цикле:
по
мере того как люди стареют, их установки изменяются (например, становятся более консервативными).
Другое — на принадлежности к определенному поколению:
установки пожилых людей,
сформировавшиеся во времена их молодости, остались преимущественно неизменными; поскольку эти
установки отличаются от установок современной молодежи, разрыв между поколениями неизбежен.
Объяснение, основанное на принадлежности к определенному поколению, находит больше
экспериментальных подтверждений. Результаты опросов молодых и пожилых людей, проводимые из
года в год, свидетельствуют о том, что установки последних изменяются менее заметно, чем установки
Hosted by uCoz