Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 569 
Next page End  

первых. По мнению Дэвида Сирза, «практически все без исключения экспериментальные данные
свидетельствуют в пользу объяснения, основанного на принадлежности к определенному поколению»
(Sears, 1979, 1986). Однако сравнительно недавно были получены данные, показывающие, что пожилые
люди, приближающиеся к завершению жизненного цикла, могут стать более склонными к изменению
установок, чем считали ранее (Visser & Krosnick, 1998). Они могут вновь стать восприимчивыми к
влиянию отчасти потому, что их установки уже не так устойчивы, как были прежде.
Пожилые люди способны к пересмотру своих позиций; нынешние взгляды на расовые проблемы
и на сексуальные отношения у большинства пятидесяти- и шестидесятилетних людей более
либеральны, нежели те, что были у них 20 или 30 лет тому назад (Glenn, 1980, 1981). Лишь немногие из
нас совершенно нечувствительны к влиянию изменяющихся культурных норм. Подростковый и ранний
юношеский возраст — важные периоды с точки зрения формирования установок (Krosnick & Alwin,
1989); сформировавшиеся в это время установки имеют тенденцию оставаться неизменными и в более
зрелые годы. А это значит, что молодым людям можно посоветовать быть осторожными в своем
выборе, какому именно социальному влиянию подвергать себя — с кем дружить, каким средствам
массовой информации отдавать предпочтение и исполнение каких ролей брать на себя.
Поразителен пример Беннингтонского колледжа (штат Вермонт). В конце 1930-х и в начале
1940-х гг. его студентки — девушки из привилегированных, консервативных семей — оказались в
совершенно иной обстановке, созданной в колледже преподавателями и профессорами, которые
придерживались либеральных взглядов. Один из этих профессоров, социальный психолог Теодор
Ньюком, впоследствии отрицал, что колледж пытался превратить своих студенток в «настоящих
либералок». Тем не менее произошло именно это. Взгляды студенток стали значительно более
либеральными, чем были свойственны представителям той среды, из которой они вышли. Более того,
установки, сформировавшиеся в колледже, сохранились на всю жизнь. Спустя полвека, на
президентских выборах 1984 г., среди выпускниц Беннингтонского колледжа, которым было уже за
семьдесят, оказалось в 3 раза больше проголосовавших за кандидата от демократической партии, чем
отдавших свои голоса за республиканца (большинство их ровесниц, закончивших в свое время другие
колледжи, на тех же выборах проголосовали за кандидата-республиканца в соотношении 3:1) (Alwin et
al., 1991). Взгляды, приобретенные в том возрасте, когда человек наиболее открыт влиянию, выстояли,
несмотря на большой жизненный опыт.
Социальная психология в моей работе
Жизнь полна сюрпризов, а события порой приобретают совершенно неожиданный оборот.
Изучая социальную психологию по этому учебнику, я и представить себе не могла, что в один
прекрасный день мне доведется редактировать его. Работая в издательстве McGraw-Hill редактором
психологической литературы, я нередко использую на практике некоторые принципы социальной
психологии. Например, занимаясь поисками авторов и руководя их работой, я нередко вынуждена
задавать вопросы, имеющие непосредственное отношение к этой главе: кто будет самым эффективным
коммуникатором? Какое сообщение окажется наиболее эффективным? Каким образом — с помощью
какого канала коммуникации — мы наилучшим образом достигнем стоящих перед нами целей? Кто
наши читатели и какой способ обращения к ним даст наилучшие результаты?
Ребекка Хоуп, Southern Methodist University, 1991 г.
---
Подростковый и юношеский возраст определяет взгляды людей отчасти потому, что
впечатления, приобретенные в этом возрасте, глубоки и незабываемы. Когда Говард Шуман и Жаклин
Скотт попросили разных людей назвать одно или два события второй половины XX в., важные для
страны или для мира, большинство вспомнили те события, которые по времени совпали с их
отрочеством или ранней юностью (Schuman & Scott, 1989). Для тех, кто пережил Великую депрессию
или Вторую мировую войну, воспоминания об этих событиях заслонили воспоминания о движении за
гражданские права и об убийстве Кеннеди в начале 1960-х гг., о Вьетнамской войне и высадке
астронавта на Луне в середине 1960-х, о феминистском движении 1970-х, т. е. обо всех тех событиях,
которые произвели неизгладимое впечатление на людей, переживавших их в возрасте от 16 до 24 лет.
Следовательно, можно ожидать, что сегодняшние молодые люди включат такие события, как появление
Интернета и электронной почты, в число незабываемых поворотных моментов в истории человечества.
О чем они думают?
Hosted by uCoz