Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 569 
Next page End  

выборе между двумя незнакомыми политиками).
И последнее. Важно также и то, кому адресовано сообщение. О чем думает аудитория, когда
воспринимает его? Склоняется ли она в его пользу или обдумывает контраргументы? Имеет значение и
возраст аудитории. Исследователям, регулярно проводящим опросы общественного мнения, известно,
что установки молодых людей менее стабильны.
Примеры исследований в области убеждающего воздействия: как секты вербуют
сторонников
Какие принципы убеждения и группового влияния используются новыми религиозными
течениями («сектами»)?
22 марта 1997 г. Маршалл Херфф Эпплуайт и 37 его последователей решили, что пришло время
покинуть свои тела — не более чем «контейнеры» — и перенестись на корабль инопланетян,
следующий за кометой Hale-Bopp к вратам рая. Они приняли фенобарбитал, подмешав его в пудинг или
в яблочный соус, которые запивали водкой, и надели на головы пластиковые мешки, чтобы задохнуться
во сне. В тот же самый день в деревне Святого Казимира (Французская Канада) взорвался коттедж, и в
огне погибли 5 человек — последние из 74 членов Ордена Храма Солнца; остальные члены этого
ордена, жившие в Канаде, в Швейцарии и во Франции, к этому времени уже покончили с собой. Все они
надеялись оказаться на звезде Сириус, на расстоянии 9 световых лет от Земли.
Вопрос, который волнует многих: что заставляет людей отказываться от прежних убеждений и
пополнять ряды приверженцев этих сект? Можно ли приписать их странное поведение тому, что все
они — странные личности? Или оно — иллюстрация общей динамики социального влияния и
убеждения?
Необходимо помнить о двух вещах. Во-первых, мы имеем дело с феноменом «хиндсайта». Это
означает, что используются принципы убеждения для объяснения постфактум какого-либо
привлекающего внимания и порой волнующего социального явления. Во-вторых, ответ на вопрос,
почему люди верят во что-то, ничего не говорит нам об истинности их веры. Это логически не
связанные вещи. Психология религии может объяснить, почему верующий человек верит в Бога, а
атеист — нет, но сказать, кто из них прав, она не может. Объяснить причины возникновения того или
иного верования не значит ответить на вопрос, истинно ли оно. Если кто-то, желая разубедить вас,
говорит: «Вы верите в это только потому, что...», вспомните ответ архиепископа Уильяма Темпла на
реплику: «Разумеется, архиепископ, дело в том, что вы верите в то, во что верите, потому что вы были
так воспитаны». На это Темпл ответил: «Вполне возможно. Факт, однако, таков: ваша вера в то, что моя
вера — результат моего воспитания, есть результат вашего воспитания».
За последние десятилетия несколько сект — некоторые социологи называют их также «новыми
религиозными течениями» — получили большую известность: «Церковь объединения» Сан Мьянг
Муна (Sun Myung Moon's Unification Church), «Народный храм» Джима Джонса (Jim Jones's People
Temple),
«Ветвь Давидова» Дэвида Кореша (David Koresh' Branch Davidians)
и «Небесные врата»
Маршалла Эпплуайта (Marshall Applewhite's Heaven's Gate).
У доктрины Сан Мьянг Муна,
представляющей собой смесь христианства, антикоммунизма и культа самого Муна как нового мессии,
нашлись приверженцы в разных странах. В ответ на его призыв «Мои желания должны стать вашими
желаниями» многие люди отдали свои доходы и самих себя в распоряжение «Церкви объединения».
Как их убедили сделать это?
В 1978 г. мир потрясло сообщение о том, что в Гайане покончили с собой 914 последователей
Джима Джонса, приехавших с ним туда из Сан-Франциско: они выпили виноградный напиток,
содержащий транквилизаторы, обезболивающие препараты и смертельную дозу цианида.
В 1993 г. недоучка Дэвид Кореш, используя свои способности гипнотизера и знание Священного
Писания, установил контроль над одной из фракций секты «Ветвь Давидова». Постепенно члены этой
фракции лишились своих банковских счетов и собственности. Одновременно Кореш призывал мужчин
к воздержанию, а сам в это время спал с их женами и дочерьми; он даже сумел убедить 19 своих «жен»
родить ему детей. Во время перестрелки, завязавшейся после того, как полиция предприняла осаду
здания, в котором находились Кореш и его сторонники, погибли 6 членов секты и 4 федеральных
агента. Кореш сказал своим последователям, что они скоро умрут и вместе с ним попадут в рай. Когда
полиция собиралась направить на здание танки и пустить слезоточивый газ, здание было подожжено, и
в пламени пожара погибли 86 человек.
Hosted by uCoz