Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 569 
Next page End  

«более восприимчивыми к неубедительным аргументам и социальному давлению, а также менее
способными, чтобы противостоять искушению унизить тех, кто не является членом группы» (Baron,
2000).
Маршалл Эпплуайт и Бонни Лу Неттлс (она умерла от рака в 1985 г.) поначалу создали свою
собственную группу, в которой, кроме них, не было больше никого, и усиливали аберрантное
мышление друг друга. Этот феномен известен психиатром под названием foli a deux, что в переводе с
французского означает «безумие двоих». По мере того как численный состав группы увеличивался, ее
социальная изоляция облегчала формирование все более и более специфического мышления. Опыт
обсуждения теории тайного сговора интернет-группами (секта «Небесные врата» весьма преуспела в
вербовке людей через Интернет) подтвердил, что виртуальные группы тоже могут стимулировать
паранойю.
Вопреки утверждению, будто секты превращают несчастных людей в бездумных роботов, власть
подобных приемов — возрастающих требований к поведению, убеждения и изоляции группы —
небеспредельна. «Церковь объединения» смогла привлечь в свои ряды менее 10% тех, кто посещал ее
мероприятия (Ennis
& Verrilli, 1989). Большая часть членов «Небесных врат» покинули секту до ее
трагического конца. Дэвид Кореш правил своей паствой, используя убеждение, запугивание и насилие.
По мере того как Джим Джонс поднимал планку своих требований все выше и выше, он, чтобы
сохранить свою власть, тоже нередко был вынужден прибегать к запугиванию. Он угрожал расправой
тем, кто покидал секту, избивал непослушных и накачивал наркотиками тех, кто возражал ему. Под
конец он с равным успехом и действовал на психику, и выкручивал руки.
Более того, техники влияния, к которым прибегают секты, в известном смысле аналогичны тем
методам, которыми пользуются более знакомые нам группы. Члены разных университетских клубов
говорят о том, что период времени, когда их заманивали и буквально «душили в объятиях», весьма
похож на их собственный опыт ухаживания. Члены сообщества окружают своих будущих товарищей
таким вниманием, что тем начинает казаться, будто они «необыкновенные». Во время испытательного
срока неофиты чувствуют себя в изоляции, отрезанными от старых друзей, не последовавших их
примеру. Они коротают время за изучением истории своей новой группы и принятых в ней правил
поведения. Они страдают, но посвящают ей все свое время. От них ждут удовлетворения всех ее
требований. Не приходится удивляться тому, что в конце концов группа получает нового преданного
члена.
{Военная подготовка в Сальвадоре. Террористические организации и отряды коммандос
добиваются сплоченности и дисциплины с помощью некоторых из тех методов, к которым прибегают
лидеры новых религиозных течений, братств и терапевтических групп}
Многое из сказанного справедливо и в отношении групп взаимопомощи — пациентов,
излечивающихся от нарко- и алкогольной зависимости. Активные группы самопомощи образуют
прочный «социальный кокон», имеют четкие убеждения и оказывают сильнейшее влияние на поведение
своих членов (Galanter, 1989, 1990).
Еще одно конструктивное использование убеждения — психологическое консультирование и
психотерапия, которые социальный психолог Стэнли Стронг считает «одним из направлений
прикладной социальной психологии» (Strong, 1978, р. 101). Как и Стронг, но задолго до него, психиатр
Джером Франк тоже осознавал необходимость убеждения для того, чтобы люди изменили
разрушающие их установки и поведение (Frank, 1974, 1982). Он отмечал, что, подобно сектам и
активным группам взаимопомощи, психотерапевтическое окружение обеспечивает: 1) социальные
отношения, дающие поддержку и уверенность; 2) предложение квалифицированной помощи и
надежды; 3) специфическое рациональное объяснение или миф, объясняющие трудности человека и
дающие возможность по-новому посмотреть на них; 4) набор ритуалов и тренировочных упражнений,
которые обещают новое чувство покоя и счастья.
Я выбрал в качестве примеров университетские клубы, группы самопомощи и психотерапию не
для того, чтобы дискредитировать их, а для того, чтобы проиллюстрировать два заключительных
наблюдения. Во-первых, если мы припишем популярность новых религиозных течений мистической
власти их лидеров или маргинальности их последователей, то можем решить, что обладаем
иммунитетом против подобных методов социального контроля, а это большое заблуждение. В
действительности наши собственные группы — и бесчисленные продавцы, и политические лидеры, и
прочие убеждающие нас коммуникаторы — весьма успешно используют в отношениях с нами многие
из этих тактик. Существует очень зыбкая грань между обучением и идеологической обработкой, между
просвещением и пропагандой, переубеждением и принуждением, между терапией и контролем над
Hosted by uCoz