Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 569 
Next page End  

кому мы испытываем антипатию, то это чувство только усиливается (Schiffenbauer & Schiavo, 1976;
Storms & Thomas, 1977). Когда Джонатан Фридман и его коллеги проводили эксперименты с участием
студентов Колумбийского университета и посетителями Научного центра Онтарио
[Онтарио —
канадская провинция. —
Примеч. перев.], в них участвовал их «сообщник», который вместе с
испытуемыми слушал смешную магнитофонную запись или смотрел фильм (Freedman et al., 1979,
1980). Если все испытуемые сидели вместе, сообщнику было проще заставить их всех смеяться или
аплодировать. Директорам театров и спортивным болельщикам известно, что «хороший зрительный
зал»
— это зал, в котором нет свободных мест, и ученые-психологи подтверждают это (Aiello et al.,
1983; Worchel & Brown, 1984).
<Повышенное возбуждение, являющееся следствием пребывания в заполненном людьми
помещении, способно усилить стресс. Однако «густонаселенность» становится менее сильным
стрессором, если большие помещения разделены перегородками и у людей появляется возможность
уединиться. Evance et al., 1996, 2000>
{Хороший зал это полный зал. Студенты Корнеллского университета, которые слушают
лекции по вводному курсу в психологию в зале, вмещающем 2000 зрителей, на собственном опыте
убедились в справедливости этого утверждения. Если бы количество слушателей не превышало 100
человек, они чувствовали бы себя здесь значительно менее «наэлектризованными»}
Возможно, вы сами замечали, что класс, в котором 35 учеников, лучше смотрится в помещении,
рассчитанном именно на 35 человек, а не на 100. Отчасти это связано с тем, что у нас больше шансов
увидеть реакцию окружающих и начать смеяться или аплодировать вместе с ними, когда они находятся
поблизости. Но если вокруг слишком много людей, они могут стать причиной вашего возбуждения
(Evans, 1979). Эванс протестировал несколько групп студентов Массачусетского университета, в
каждой из которых было по 10 человек, помещая их в комнаты площадью либо 600, либо 96 квадратных
футов.
[54 и примерно 9 м² соответственно. —
Примеч. перев.] У испытуемых, находившихся в
маленькой комнате, по сравнению с теми, кто находился в большой, были более высокое артериальное
давление и более учащенный пульс, а это — признаки возбуждения. При выполнении сложных заданий
они сделали больше ошибок, хотя качество исполнения ими простых заданий не пострадало. К
аналогичным выводам пришли и Винеш Нагар и Джанак Панди, в чьих экспериментах участвовали
студенты университетов Индии: большая скученность ухудшает качество выполнения только сложных
заданий, например решения непростых анаграмм. Итак, пребывание в толпе усиливает возбуждение,
которое благоприятствует доминирующим реакциям.
Почему нас возбуждает присутствие других людей?
До сих пор мы говорили о том, что если вы владеете какими-либо навыками, то присутствие
зрителей «подстегнет» вас продемонстрировать все свое умение (если, конечно, вы не перевозбудитесь
и не будете слишком озабочены тем, как и что вы делаете). Но то, что дается вам с трудом, в подобных
обстоятельствах может оказаться вообще невыполнимым. Почему же присутствие посторонних
возбуждает нас? Возможны три причины, и каждая из них имеет экспериментальное подтверждение.
Боязнь оценки
По мнению Николаса Коттрелла, наблюдатели вселяют в нас тревогу, потому что нам не все
равно, как они нас оценивают. Чтобы проверить свою гипотезу и доказать существование боязни
оценки,
он вместе со своими коллегами повторил в Кентском университете
[Кент — графство в
Великобритании. —
Примеч. перев.] эксперименты Зайонца и Сэйлза с бессмысленными слогами,
дополнив их третьим условием: наблюдателям, которые «просто присутствовали», завязывали глаза
якобы для того, чтобы подготовить их к эксперименту по изучению восприятия (Cottrell et al., 1968). В
отличие от «зрячей» аудитории наблюдатели с завязанными глазами не повлияли на действия
испытуемых.
Выводы Коттрелла были подтверждены и другими исследователями: усиление доминирующих
реакций максимально, когда люди думают, что их оценивают. В одном из экспериментов, проведенных
на беговой дорожке в Санта-Барбаре, бегуны трусцой из Калифорнийского университета, пробегая
мимо сидевшей на траве женщины, прибавляли скорость, если она смотрела на них, и не делали этого,
если она сидела к ним спиной (Worringham & Messick, 1983).
Боязнь оценки помогает также объяснить, почему:
Hosted by uCoz