Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 569 
Next page End  

удивляться тому, что в 1994 г. «мясное лобби» препятствовало принятию нового закона США о
маркировке продуктов питания, в соответствии с которым на говяжьем фарше, в частности, следовало
писать не «70% постного мяса, 30% жира», а «30% жира».
(— Ладно, один последний вопрос: «Что вы вообще думаете об опросах общественного
мнения?»
— Если честно, мне кажется, что их слишком много и что они часто превращаются в
самоосуществляющееся пророчество. Вопросы сформулированы так, что очень трудно не дать тот
ответ, которого от тебя ждут.
— А по-моему, Майк, ты заблуждаешься. По данным недавнего опроса, 93% респондентов
считают, что опросы никак не влияют на их мнение.
— Ну, возможно. Я могу и ошибаться. — В таком случае, я отмечаю, что ты не уверен?)
Исследователи, которые проводят опросы общественного мнения, должны чутко реагировать на
едва различимые и вполне различимые источники ошибок
<Один молодой монах очень рассердился, когда у него спросили, смог бы он курить во время
молитвы. «Вы не о том спрашиваете, — посоветовал очевидец. — Спросите, смог бы он молиться, когда
курит». Кроссен, 1993>
Мораль: формулировка вопросов может иметь большое значение. Рассказывают, что однажды
одному султану приснилось, будто он потерял все свои зубы. Желая узнать, что значит этот сон, он
призвал к себе первого мудреца. «Увы! — сказал мудрец. — Это означает, что ты увидишь, как умрут
все члены твоей семьи». Султан рассвирепел и приказал наказать того, кто посмел сообщить ему такую
дурную весть. Первый мудрец получил 50 ударов плетью. Когда же призвали второго мудреца, тот
объяснил, что у султана — счастливая судьба: «Ты переживешь всю свою родню!» Султан обрадовался
и велел казначею наградить мудреца за хорошую новость — дать ему 50 кусков золота.
По дороге растерянный казначей не удержался: «Ты же сказал султану то же самое, что и первый
мудрец!» — «Конечно! — ответил второй мудрец. — Но запомни: важно не только, что ты говоришь,
но и как».
Экспериментальное исследование: поиск причины и следствия
Невозможность установить причинно-следственную связь между событиями, естественным
образом связанными между собой, подтолкнула большинство социальных психологов к имитации в
лабораторных условиях происходящих в повседневности процессов, которые возможно и этично
«инсценировать». Подобные имитации можно сравнить с испытаниями в аэродинамической трубе,
которые проводят конструкторы летательных аппаратов: они ведь не начинают с наблюдений за тем,
как летательные аппараты ведут себя при различных атмосферных условиях. Изменения, происходящие
как в атмосфере, так и с летательными аппаратами, столь сложны, что трудно было бы использовать
полученную при этом информацию для создания более совершенных воздушных судов. Конструкторы
самолетов потому и имитируют реальность, что дает им возможность контролировать ее. Они могут
«создать» ветер любой силы и направления и наблюдать
за тем, как «каждый конкретный воздушный
поток» влияет на ту или иную конструкцию крыла.
Hosted by uCoz