Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 569 
Next page End  

знакомых операций и мешать при решении серьезных проблем, требующих творческого подхода?
Можете ли вы сами предложить еще какие-нибудь практические приложения теории социальной
фасилитации?
Рис. 8.2. В офисах с открытой планировкой люди работают на виду друг у друга. Как это может
сказываться на производительности их труда?
Резюме
Сам факт присутствия посторонних — простейший вопрос социальной психологии. Результаты
некоторых ранних исследований этой проблемы свидетельствовали о том, что в присутствии
наблюдателей или соисполнителей люди работают лучше. По данным других авторов, присутствие
посторонних, напротив, делало работающего менее эффективным. Роберт Зайонц «примирил» эти
противоречащие друг другу результаты, применив принцип, хорошо известный из экспериментальной
психологии: возбуждение усиливает доминирующие реакции. Поскольку присутствие других вызывает
возбуждение, присутствие наблюдателей или соисполнителей улучшает показатели при выполнении
легких заданий (для них доминирующей реакцией является правильный ответ) и ухудшает показатели
при выполнении сложных заданий (для них доминирующей реакцией является неправильный ответ).
Но почему присутствие других возбуждает нас? Результаты экспериментов позволяют
предположить, что возбуждение отчасти является следствием боязни оценки, а отчасти — результатом
рассеяния внимания — конфликта между отвлечением внимания на посторонних и необходимостью
сосредоточиться на выполняемой работе. Результаты других исследований, в том числе и опытов над
животными, свидетельствуют: само по себе присутствие посторонних может вызвать возбуждение даже
тогда, когда нет ни отвлечения внимания, ни боязни оценок.
Социальная леность
Если в соревнованиях по перетягиванию каната участвует команда из 8 человек, будут ли их
общие усилия равны сумме усилий 8 человек, участвующих в личном первенстве? Если нет, то почему?
И какого личного вклада можно ожидать от всех членов рабочей группы?
Как правило, социальная фасилитация проявляется в тех случаях, когда люди работают над
достижением индивидуальных целей и когда их личные усилия — будь то наматывание лески на
катушку или решение арифметических задач — можно оценить индивидуально. Аналогичные ситуации
возникают и в повседневной жизни, но не в тех случаях, когда люди сообща трудятся ради достижения
общей цели, при этом каждый по отдельности не несет ответственности за прилагаемые усилия. Один
пример подобных ситуаций — команда, участвующая в соревновании по перетягиванию каната. Другой
— создание фонда в какой-либо организации (например деньги, полученные учениками за продажу
конфет, идут на оплату путешествия, в которое отправляется весь класс). То же самое можно сказать и о
проекте, который выполнен всем классом и за который все ученики получают одинаковые оценки.
Способен ли командный дух увеличить результативность, когда речь идет о подобных «аддитивных
заданиях», т. е. о таких заданиях, в которых достижение группы зависит от суммы индивидуальных
усилий? Когда каменщики быстрее укладывают кирпичи — когда они объединены в бригады или когда
трудятся поодиночке? Один из способов ответить на подобные вопросы — провести лабораторные
эксперименты.
Hosted by uCoz