Navigation bar
  Print document Start Previous page
 243 of 569 
Next page End  

отмечает: сам факт
существования лености признается всеми, но признать самого себя ленивым не
желает никто.
Политолог Джон Суини, заинтересовавшийся политическими последствиями социальной
лености, экспериментально изучал его в штате Техас (Sweeny, 1973). Студенты крутили педали
велосипедов более энергично (об их усилии судили по количеству полученного при этом электричества)
в тех случаях, когда знали, что экспериментаторы наблюдают за каждым из них в отдельности, чем
тогда, когда думали, что оцениваются суммарные усилия всей команды. Когда работает группа, у ее
членов появляется искушение проехаться за счет товарищей, т. е. стать «халявщиками».
В этом и еще в 160 других исследованиях (Karau & Williams, 1993, и рис. 8.4) перед нами в
неожиданном виде предстает одна из психологически сил, «ответственных» за социальную
фасилитацию: боязнь оценки.
Рис. 8.4. Результаты статистического метаанализа 49 исследований, в которых приняли участие
4000 испытуемых, показывают: по мере увеличения численности групп индивидуальный вклад
уменьшается, т. е. возрастает уровень социальной лености. Каждая точка соответствует обобщенным
результатам одного из этих исследований. (Источник:
Williams, Jackson & Karau. В книге «Social
Dilemmas: Perspectives on Individuals and Groups». Ed. D. A. Schroeder, 1992, Praeger)
В экспериментах, которые проводятся для изучения социальной лености, испытуемые убеждены,
что их оценивают только тогда, когда они действуют в одиночку. Коллективные действия
(перетягивание каната, крики, аплодисменты и т. п.) уменьшают боязнь оценки. Когда люди ни за что не
отвечают и не могут оценить собственные усилия, ответственность распределяется между членами
группы (Harkins & Jackson, 1985; Kerr & Bruun, 1981). В экспериментах по изучению социальной
фасилитации ситуация диаметрально противоположна: боязнь оценки возрастает. Становясь объектом
внимания, люди внимательно следят за своим поведением (Mullen & Baumeister, 1987). Иными словами,
«работает» один и тот же принцип: когда человек оказывается в центре внимания, его беспокойство о
том, как его оценят, возрастает, при этом имеет место социальная фасилитация. Когда же у человека
появляется возможность «затеряться в толпе» и вследствие этого уменьшается забота об оценке,
проявляется социальная леность (рис. 8.5).
Hosted by uCoz