Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 569 
Next page End  

иной человек. Когда женщины в униформах превращались в анонимов, они становились менее
агрессивными в том, что касалось этих ударов, чем когда были известны их имена и профессиональная
принадлежность. Из результатов метаанализа 60 исследований деиндивидуализации следует, что
человек, становясь анонимом, начинает меньше осознавать себя самого и больше — группу; он также
становится более чувствительным к отличительным признакам ситуации, независимо от того,
позитивны они (униформа медсестры) или негативны (балахон ку-клукс-клановца) (Postmes & Spears,
1998; Reicher et al., 1995). Оказавшись в ситуации, ассоциирующейся с альтруизмом, «обезличенные»
люди жертвуют даже больше денег, чем обычно (Spirvey & Prentice-Dunn, 1990).
<Использование самоконтроля — то же самое, что и использование тормоза локомотива. Он
полезен, если вы обнаружили, что двигаетесь в неверном направлении, и вреден, если направление
верное. Бертран Расселл, Брак и мораль, 1929>
Это помогает понять, почему ношение черной униформы, традиционно ассоциирующейся с
дьяволом, со смертью, со средневековыми палачами, Дартом Вейдером и воинами ниндзя, оказывает
влияние, противоположное тому, которое оказывает униформа медсестры. По данным Марка Франка и
Томаса Гиловича, в 1970-1986 гг. спортивные команды, имеющие черные формы (список возглавляют
Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers),
стабильно занимают в Национальных футбольной и
хоккейной лигах соответственно первые места по количеству взысканий (Frank & Gilovich, 1988).
Лабораторные исследования, проведенные после публикации этой работы, позволяют говорить о том,
что одного лишь черного свитера может быть достаточно, чтобы человек начал вести себя более
агрессивно.
Возбуждающие и отвлекающие занятия
Агрессивным выходкам больших групп нередко предшествуют малозначительные акции,
которые возбуждают их членов и отвлекают их внимание. Такие коллективные действия, как крики,
скандирование, хлопанье в ладоши или танцы, одновременно и «взвинчивают» людей, и снижают
уровень их самоосознания. Один из членов секты Муна вспоминает, как скандирование «чу-чу»
помогло деиндивидуализации:
«Вся братья и сестры, взявшись за руки, начали скандировать с возрастающей громкостью: «чу-
чу-чу, чу-чу-чу! ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЯА! ЯА! ПАУ!!!» Это превратило нас в группу, словно мы только что
пережили вместе нечто важное. То, что это «чу-чу -чу!» получило над нами такую власть, напугало
меня, но одновременно я почувствовал себя более комфортно, и было нечто очень расслабляющее в
этом постепенном накоплении и высвобождении энергии» (Zimbardo et al., 1977, р. 186).
<Посещение службы в готическом соборе дает нам ощущение погруженности в безграничную
Вселенную и замкнутости в ней, а присутствие людей, которые молятся вместе с нами, — ощущение
утраты доставляющего неудобства чувства собственного Я. Йи-Фу Туан, 1982>
Эксперименты Эда Динера показали, что такие действия, как бросание камней и пение хором,
могут подготовить почву для более решительных действий (Diener, 1976, 1979). Совершение
импульсивных действий и наблюдение за окружающими, занимающимися тем же самым, доставляет
самоусиливающееся удовольствие. Когда мы видим, что другие делают то же самое, что и мы, нам
кажется, что они испытывают те же чувства, какие испытываем мы сами, и наши чувства становятся
более сильными (Orive, 1984). Более того, импульсивное групповое действо приковывает к себе наше
внимание. Когда мы поносим рефери, то не думаем о своих нравственных ценностях, а реагируем на
сиюминутную ситуацию. Позднее, «протрезвев» и задумавшись над тем, что было нами сделано или
сказано, мы порой испытываем сожаление. Порой. А иногда наоборот — ищем возможности
обезличиться в каких-либо коллективных действиях — в танцах, в религиозных отправлениях, в
мероприятиях, проводимых группой, т. е. там, где мы переживаем сильные положительные эмоции и
ощущаем свою общность с окружающими.
Ослабленное самоосознание
Коллективный опыт ослабляет не только самоосознание, но и связь между поведением и
установками. Результаты экспериментов, проведенных Эдом Динером (Diener, 1980), а также Стивеном
Прентис-Данном и Рональдом Роджерсом (Prentice-Dunn & Rogers, 1980, 1989), позволяют говорить о
том, что не осознающие себя, деиндивидуализированные люди менее сдержанны, менее склонны к
самоограничению, более склонны к тому, чтобы действовать, не думая о своих нравственных
Hosted by uCoz