Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 569 
Next page End  

Испы-
туемые
Группа
Независимая
переменная
Критерий
Экспери-
ментальная
Контрольная
Телепередачи со
сценами насилия
Телепередачи без
сцен насилия
Уровень
агрессии
Уровень
агрессии
Рис. 1.5. Участники эксперимента методом случайного распределения поделены на две группы
— экспериментальную и контрольную. Члены первой группы подвергаются воздействию независимой
переменной, члены второй — нет. Это позволяет связать любое различие между ними, наблюдаемое
впоследствии, с воздействием этой независимой переменной
Иными словами, социальные психологи перенесли просмотр телепередач в лабораторию, что
позволило им контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети.
Предъявляя детям передачи, содержащие сцены насилия и не содержащие их, исследователи получают
возможность наблюдать за тем, как «количество телевизионного насилия» влияет на их поведение. Крис
Бойятзис и его коллеги показали лишь нескольким ученикам начальной школы один эпизод из наиболее
популярной в 1990-е гг. — и жестокой — детской телепередачи «Непобедимые рейнджеры» (Boyatzis et
al., 1995). В течение первых двух минут после этого зрители совершили в 7 раз больше агрессивных
поступков, чем дети, которые не смотрели телевизор. Эти проявления агрессии были названы
зависимыми переменными. Подобные эксперименты свидетельствуют о том, что телевидение может
быть причиной агрессивного поведения детей.
Итак, мы уже поняли, что логика эксперимента проста: создавая реальность в миниатюре и
контролируя ее, мы можем изменять сначала один фактор, а затем —
другой и смотреть, как они
(поодиночке или вместе) влияют на людей. Теперь давайте заглянем в корень проблемы и посмотрим,
как проводится эксперимент.
{Рекламный плакат программы «Останови насилие, спаси детей!», действующей в г. Нью-Йорке.
Правда ли, что, пропагандируя жестокость, телевидение и другие средства массовой информации
вербуют подражателей, особенно среди детей? Эксперименты позволяют говорить о том, что это
правда}
Каждый эксперимент в социальной психологии имеет две важные составляющие. Пока что мы
говорили об одной из них — о контроле. Мы манипулируем одной или двумя независимыми
переменными, стараясь поддерживать все остальные параметры постоянными. Второй составляющей
является случайное распределение.
Случайное распределение: великий уравнитель
Вспомните: мы сомневались в том, можно ли на основании корреляции признать, что тучность
— причина более низкого статуса (вследствие дискриминации) и что просмотр телепередач со сценами
насилия — причина агрессивного поведения (дополнительные примеры представлены в табл. 1.1).
Исследователь мог бы измерить и исключить (с помощью статистических методов) другие факторы,
относящиеся к ситуации и способные оказать влияние, и посмотреть, сохранятся ли корреляции после
этого. Однако никому никогда не удастся проконтролировать все факторы, ответственные за различия
между тучными людьми и людьми с нормальным весом и между теми, кто смотрит передачи со
сценами насилия, и теми, кто
их не смотрит. Не исключено, что «потребители тележестокости»
отличаются друг от друга уровнем образования, культуры, интеллектом или многими иными
параметрами, которые не были приняты во внимание исследователем.
Hosted by uCoz