Navigation bar
  Print document Start Previous page
 261 of 569 
Next page End  

Критическая оценка огруппленного мышления
Хотя идеи и исследования Джаниса привлекли к себе огромное внимание, некоторые ученые
восприняли их скептически, полагая, что коль скоро им приводятся доказательства, взятые из
прошлого, значит, он просто мог выбрать примеры, подтверждающие его точку зрения (Fuller & Aldag,
1998; t'Hart, 1998). Ниже приводится перечень экспериментов, доказывающих, что:
— связь между авторитарным руководством и неудачными решениями действительно
существует; отчасти это связано с тем, что подчиненные чувствуют себя слишком слабыми и
уязвимыми, чтобы возражать руководителю (Granstrom & Stiwne, 1998; McCauley, 1998);
— группы явно предпочитают информацию, поддерживающую ее решение, той, которая
заставляет усомниться в нем (Schulz-Hardt et al., 2000);
— если члены группы хотят быть принятыми и одобренными ею, если они стремятся обрести
социальную идентичность, они способны подавить в себе мысли, противоречащие групповому
решению (Hogg & Hains, 1998; Turner & Pratkanis, 1997).
<Истина рождается в споре друзей. Дэвид Юм, философ (1711-1776).>
Между тем дружба совсем не обязательно приводит к огруппленному мышлению (Esser, 1998;
Mullen et al., 1994). Члены очень сплоченных групп, которым нечего бояться, например супруги, имеют
возможность свободно обсуждать любые проблемы и не соглашаться друг с другом. Если сплоченность
группы сочетается со свободой выражения мнений, это только усиливает ее командный дух.
Проблема крупным планом. «Челленджер»: обреченный полет
С трагической очевидностью огруппленное мышление проявилось в принятии НАСА решения о
запуске космического челнока «Челленджер» в январе 1986 г. (Esser & Lindoerfer, 1989). Инженеры из
компаний Morton Thiokol,
создавшей твердотопливный ускоритель, и Rockwell International,
изготовившей сам челнок, возражали против запуска, ибо считали, что
при минусовых температурах
воздуха оборудование не может функционировать нормально. Специалисты из Thiokol опасались, что на
морозе резиновые уплотнители между четырьмя секциями челнока станут слишком хрупкими и не
выдержат давления раскаленных газов. За несколько месяцев до рокового полета ведущий эксперт
компании предупреждал в
служебной записке о том, что никто не может с уверенностью сказать
заранее, сохранится ли герметичность челнока или нет. Если резиновые прокладки не выдержат,
«произойдет величайшая трагедия» (Magnuson, 1986).
Во время селекторного совещания, состоявшегося ночью накануне запуска, инженеры
отстаивали свою позицию перед своими растерявшимися менеджерами и официальными лицами из
НАСА, которым не терпелось запустить наконец челнок, старт которого уже и так переносился.
Позднее один из официальных представителей Thiokol свидетельствовал: «Мы начали размышлять над
тем, как убедить их в том, что [ускоритель] не сработает. Нам не удалось найти неопровержимых
аргументов и доказать это». В результате возникла иллюзия неуязвимости.
Не обошлось и без принуждения к конформизму. Один из официальных представителей НАСА
жаловался: «Господи, когда, по-вашему, можно лететь? В следующем апреле?!» Исполнительный
директор Thiokol заявил:
{Огруппленное мышление в действии. Взрыв космического челнока «Челленджер» 28.01.1986
г.}
«Мы должны принять управленческое решение» — и обратился к своему заместителю по
технологическим вопросам с просьбой «забыть о том, что он инженер, и вспомнить, что он —
менеджер».
Чтобы создать иллюзию единодушия, этот управленец в дальнейшем игнорировал инженеров и
советовался только с топ-менеджерами. Когда решение о запуске уже было принято, один из инженеров
задним числом умолял официального представителя НАСА подумать еще раз: «Если что-нибудь
случится с этим челноком, — пророчески сказал он, — мне определенно не хотелось бы быть тем
человеком, которому придется объяснять комиссии по расследованию, почему я дал согласие на
запуск».
И последнее. Благодаря «поглотителям информации» руководитель НАСА, принявший
окончательное решение, так никогда и не узнал ни об опасениях этого инженера, ни о сомнениях
инженеров из Rockwell. Защищенный от альтернативной информации, он уверенно дал согласие на
запуск «Челленджера» в его трагический полет.
---
Hosted by uCoz