Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 569 
Next page End  

Таблица 1.1. Корреляционные и экспериментальные исследования
Могут ли
участники
эксперимента быть
распределены
случайным
образом?
Независимая
переменная
Зависимая
переменная
Правда ли, что рано повзрослевшие дети более
уверены в себе?
Нет —> Корреляция
При каких условиях учащиеся приобретают
больше знаний? Если они получают знания
через интерактивные курсы или в классе?
Да —> Эксперимент
Обучение через
интерактивные
курсы или в
классе
Знания
Усиливают ли агрессивность видеоигры с
элементами насилия?
Да —> Эксперимент
Компьютерные
игры с
элементами
насилия или без
них
Агрессивность
Когда люди больше смеются над комедиями?
Когда смотрят их в одиночестве или вместе с
другими?
Ответьте на этот
вопрос сами
Прогнозируют ли школьные отметки
профессиональный успех?
Нет —> Корреляция
Правда ли, что люди с более высоким доходом
относятся к себе с большим уважением?
Ответьте на этот
вопрос сами
Случайное распределение радикально решает эту проблему, устраняя все подобные внешние
факторы. Оно предоставляет всем индивидуумам равные шансы на то, чтобы смотреть передачи со
сценами насилия или без них. Иными словами, люди в обеих группах будут по всем возможным
параметрам — семейное положение, интеллект, образование, начальная агрессивность — примерно
одинаковыми. Так, вероятность попадания высокоинтеллектуальных индивидуумов в обе группы
одинакова. Поскольку принцип случайного распределения создает эквивалентные группы, любое их
различие по такому параметру, как агрессивность, которое будет выявлено в дальнейшем, можно будет
связать с тем, смотрели ли они передачи с эпизодами насилия или нет (рис. 1.5). Именно благодаря
случайному распределению миннесотских студентов, участвовавших в эксперименте с фотографиями,
их убежденность в излишней полноте телефонных собеседниц должна была оказать влияние на
поведение последних.
Этика экспериментатора
Наш пример с телевизионными передачами показывает, почему некоторые эксперименты
небезупречны с точки зрения этики. Социальным психологам не следовало бы подолгу держать одну
группу детей у телевизора во время демонстрации сцен насилия. Им, скорее, нужно было бы быстро
изменить социальный опыт людей и зафиксировать результат. Иногда участие в эксперименте
безвредно, оно может даже доставить удовольствие, и люди сами соглашаются на это. Однако в
некоторых случаях исследователи оказываются в некой серой зоне между «безвредно» и «рискованно».
Нередко социальные психологи оказываются в этически «серой» зоне, когда планируют
проведение экспериментов, требующих от участников активной умственной деятельности и
эмоционального напряжения. Экспериментам не обязательно должно быть присуще то, что Эллиот
Аронсон, Мерилин Брюер и Меррилл Карлсмит называют бытовым реализмом (Aronson, Brewer &
Carlsmith, 1985), т.
е. поведение в лаборатории (например, наказание электрошоком как часть
экспериментального изучения агрессии) не должно быть в точности похоже на поведение в быту. Для
многих исследователей подобный реализм воистину является бытовым, а потому неважным. А вот что
непременно должно присутствовать в эксперименте, так это экспериментальный реализм,
т. е. он
должен увлекать участвующих в нем людей. Экспериментатору не нужно, чтобы испытуемые
Hosted by uCoz