Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 569 
Next page End  

Природа и власть предрассудков
Чем «предрассудки» отличаются от «стереотипного мышлений», «дискриминации», «расизма»
и «сексизма»? Можно ли сказать, что все предрассудки — непременно ложны или злонамеренны? Как
с течением времени изменились расовые и гендерные установки? В какой форме предрассудки
проявляются в наши дни?
Что такое предрассудки?
«Предрассудки», «стереотипное мышление», «расизм», «сексизм» — эти термины нередко
используются для обозначения одних и те же явлений. Давайте попробуем разобраться в них. Для
каждой из описанных выше ситуаций характерна негативная оценка какой-то группы. Именно в этом и
заключается суть предрассудков:
в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее
отдельных представителях. (Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и
упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее термин «предрассудки» практически всегда
используется для обозначения негативных тенденций, а именно того, что Гордон Оллпорт в своем
классическом труде «Природа предрассудков» назвал «антипатией, основанной на ошибочном и
негибком обобщении» [Gordon Allport, The Nature of Prejudice, 1954, p. 9]). Предрассудки делают нас
пристрастным к человеку только потому, что мы воспринимаем его как представителя той или иной
группы.
<Знакомые стереотипы. Что такое рай? Рай — это такое место, где сосуществуют американские
дома, китайская еда, британская полиция, немецкие автомобили и французское искусство. А что такое
ад? Ад — это сочетание японского жилища, китайской полиции, британской еды, немецкого искусства
и французских автомобилей. Автор неизвестен, в пересказе Ю-Тинг Ли, 1996>
Предрассудок — это установка. Как уже было сказано в главе 4, установка — это определенное
сочетание чувств, склонностей к некоторым действиям и убеждений. Следовательно, и предрассудок
является сочетанием чувств, поведенческих тенденций (склонностей к определенным действиям) и
когниции (убеждений). Обладающий предрассудком человек может не любить тех, кто отличается от
него, и дискриминировать их своими поступками, веря в то, что они опасны и невежественны. Как и
многие установки, предрассудки имеют сложную структуру; они могут включать даже такой элемент,
как симпатию, выраженную в форме покровительства, которая, однако, лишь ухудшает положение того,
на кого она направлена.
Негативные оценки как показатель предрассудка могут быть связаны с эмоциональными
ассоциациями, потребностью оправдать собственное поведение или негативные убеждения, которые
называются стереотипами.
Мыслить стереотипно — значит обобщать. Мы прибегаем к обобщениям,
чтобы сделать мир проще и понятней: англичане — замкнутые, американцы — общительные,
профессора — рассеянные. Ниже перечисляются некоторые широко распространенные стереотипы,
ставшие предметом недавно проведенных исследований.
— В 1980-е гг. женщины, которые пользовались титулом Ms. (миз) [Ms. — употребляется перед
фамилией женщины, если неизвестно ее семейное положение или если она сознательно подчеркивает
свое равноправие с мужчиной. —
Примеч. перев.], воспринимались как более настойчивые и
амбициозные, чем называющие себя «мисс» или «миссис» (Dion, 1987; Dion & Cota, 1991; Dion &
Schuller, 1991). Однако в наши дни стереотипным стало восприятие этого титула как доказательства
того, что женщина в браке сохранила свою девичью фамилию (Crawford et al., 1998; Etaugh et al., 1999).
— У 19 народов пожилые люди воспринимаются как более приятные, но менее сильные и
активные, чем молодые (Williams, 1993).
— Результаты опросов общественного мнения позволяют говорить о том, что европейцы имеют
определенное мнение о других европейцах. За немцами закрепилась репутация «трудоголиков» (в
известном смысле), за французами — любителей удовольствий, за англичанами — холодных и
невозмутимых людей, за итальянцами — влюбчивых, а за голландцами — надежных. (Поскольку эти
данные получены в 1996 г. Виллемом Кооменом и Мишелем Б¸хлером в Амстердамском университете,
нет оснований не доверять им!)
— Жители стран Северной Европы считают «южных» европейцев более эмоциональными и
менее квалифицированными, чем они сами (Linssen & Hagendoorn, 1994). Стереотипное представление
о южанах как о более эмоциональных людях существует и внутри отдельных стран: по данным
Hosted by uCoz