Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 569 
Next page End  

характеристика человека, которая зависит от ничтожно малой генетической разницы между расами.
Более того, природа не подразделяет людей на строго определенные категории по расовому принципу.
Это ведь мы, а не природа, называем Тайгера Вудса «афроамериканцем» (он на одну четверть
африканец), «американцем азиатского происхождения» (он также на одну четверть таец и на одну
четверть — китаец) или даже индейцем или голландцем (в нем — по одной восьмой и той и другой
крови).
<Психологи обычно пишут термины «белые» и «чернокожие» с прописной буквы, подчеркивая
этим, что используют их не для буквального обозначения цвета кожи лиц европейского и африканского
происхождения, а для того, чтобы подчеркнуть их социальное использование в качестве названий рас.>
Исчезают ли расовые предрассудки? Большинство наших современников считают
предрассудки живучими и видят их проявления... в поведении других людях. По результатам
общенационального опроса общественного мнения, проведенного Институтом Гэллапа в 1997 г., 44%
американцев считают, что предрассудки в высшей степени свойственны их ближайшему окружению
(«5» или выше по 10-балльной шкале). А многие ли столь же высоко оценили собственную
«приверженность» предрассудкам? Всего лишь 14% (Whitman, 1998). Так чему же верить: тому, что за
каждым углом нас подстерегает нетерпимость, или тому, что есть определенное количество людей,
полагающих, что они «не без греха»? И можно ли сказать, что Америка изживает расовые
предрассудки?
Хорошо изученные США — иллюстрация того, насколько быстро могут изменяться расовые
установки. В 1942 г. большинство американцев считали, что «в городских трамваях и в автобусах для
чернокожих должны быть отведены отдельные места» (Hyman & Sheatsley, 1956). Сегодня этот вопрос
показался бы по меньшей мере странным, поскольку подобного вульгарного расизма уже практически
нет. В 1942 г. менее одной трети белых (а в южных штатах лишь 1 из 50) поддерживали идею
совместного школьного обучения белых и чернокожих детей, к 1980 г. в поддержку этой идеи
высказывались уже 90% белых. Если учесть, как мало времени (в масштабах истории) прошло не только
между 1942 и 1980 г., но даже и после отмены рабства в США, изменения кардинальные. В Канаде за
последние десятилетия тоже заметно улучшилось отношение к представителям разных этнических
групп и к эмигрантам из разных стран (Berry & Kalin, 1995).
{Тайгер Вудс, 1997. Он называет себя «гибридом», имея в виду всех своих предков: выходцев из
Азии и с Кавказа, а также африканцев и индейцев}
С 1940-х гг., т. е. с того времени, когда Кеннет и Мэйми Кларк писали о расовых предрассудках
белых американцев (Clark & Clark, 1947), установки афроамериканцев тоже изменились. В 1954 г.,
принимая свое историческое решение, признававшее антиконституционным раздельное обучение белых
и чернокожих детей, Верховный Суд посчитал заслуживающим внимания и такой факт: когда супруги
Кларк предложили чернокожим детям на выбор «черных» и «белых» кукол, они выбрали «белых». Из
результатов исследований, проведенных в период с 1950-х по 1970-е гг., следует, что в это время тяга
чернокожих детей к «черным» куклам стабильно возрастала. А взрослые афроамериканцы пришли к
пониманию того, что такие качества, как интеллект, леность и зависимость, в одинаковой степени
присущи и им, и белым (Jackman & Senter, 1981; Smedley & Bayton, 1978).
В наши дни у представителей разных рас много общих установок и устремлений (Etzioni, 1999).
Более 90% белых и чернокожих избирателей утвердительно отвечают на вопрос: «Могли бы вы
проголосовать за чернокожего кандидата в президенты?» Более 80% представителей обеих групп
населения согласны с тем, что «условием получения аттестата о среднем образовании должно быть
знание молодым человеком общей истории и идей, объединяющих всех американцев», и с тем, что
«снижение молодежной преступности и незаконного потребления наркотиков — чрезвычайно важная
статья расхода налоговых поступлений». От 80 до 90% опрошенных в обеих группах высказываются «за
равные права и возможности для всех, без предрассудков и дискриминации». А от 20 до 30%
респондентов в обеих группах признают факт снижения моральных и этических стандартов. Благодаря
этой идейной общности, США и большинство западных демократий избежали этнических конфликтов,
подобных тем, от которых пострадали Косово и Руанда (Etzioni, 1999).
Социальная психология в моей жизни
Имея хорошую подготовку по социальной психологии, я смог не только разобраться в ситуации
на Ближнем Востоке (благодаря книге моего однофамильца Томаса Фридмана «От Бейрута до
Иерусалима»), но и в самом себе. Социальная психология помогла мне понять, что предрассудки есть
преимущественно результат невежества. Судя по всему, именно таким я и был — невежественным.
Hosted by uCoz