Navigation bar
  Print document Start Previous page
 285 of 569 
Next page End  

В своей книге «Природа предрассудка» (The Nature of Prejudice)
Оллпорт перечислил 15
возможных последствий преследования. По мнению автора, их можно объединить в две базовые
группы, одну из которых образуют последствия, проявляющиеся в чувстве собственной вины
(избегание контактов, ненависть к самому себе, агрессия в отношении собственной группы), а вторую
— последствия, проявляющиеся в приписывании вины внешним обстоятельствам (сдержанность,
подозрительность, усиленное чувство гордости за собственную группу). Если результирующие
последствия негативны, — например, возрастает уровень преступности, — люди могут воспользоваться
ими для оправдания дискриминации: «Если мы позволим этим людям селиться по соседству, наша
собственность обесценится».
<Если нам кажется, что в ближнем сидит зло, мы склонны провоцировать его; если добро — мы
извлекаем его. Гордон Оллпорт, Природа предрассудка, 1958>
Можно ли сказать, что дискриминация именно так влияет на тех, кто становится ее жертвами?
Мы должны проявлять осторожность и не раздувать эту проблему. Для многих дух и стиль африканской
культуры — наследие, которым они гордятся, а отнюдь не только реакция на преследование
афроамериканцев (Jones, 1983). В то время как белые молодые люди учатся не придавать значения
этническим различиям и избегать стереотипов, для молодых афроамериканцев «их этническая
принадлежность все более и более становится предметом гордости, а этнические различия они
оценивают все более и более позитивно» (Judd et al., 1995). Культурные различия не обязательно
должны становиться источником социального неравенства.
Тем не менее социальные убеждения могут превращаться в самоосуществляющиеся пророчества,
о чем свидетельствуют результаты двух остроумных экспериментов, проведенных Карлом Уордом,
Марком Занной и Джоэлем Купером (Word, Zanna & Cooper, 1974). По ходу первого эксперимента
белые мужчины из Принстонского университета интервьюировали белых и чернокожих помощников
исследователей, исполнявших роли претендентов на работу. Во время бесед с чернокожими
претендентами интервьюеры садились дальше, тратили на 25% меньше времени и делали в полтора раза
больше стилистических ошибок, чем во время бесед с белыми претендентами. Представьте себе, что вас
интервьюирует косноязычный человек, сидящий на почтительном расстоянии от вас и явно спешащий
«свернуть» разговор? Повлияет ли это на ваше поведение во время интервью или на ваши чувства к
интервьюеру?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи провели второй эксперимент, в котором
специально подготовленные интервьюеры вели себя с претендентами точно так же, как интервьюеры
вели себя с чернокожими и белыми претендентами в первом эксперименте. При просмотре
видеозаписей этих интервью оказалось, что претенденты, с которыми обходились так, как с
чернокожими претендентами в первом эксперименте, больше нервничали и хуже отвечали на вопросы.
Более того, разница ощущалась и в самих интервью: претенденты, к которым относились так же, как к
чернокожим, посчитали свои интервью менее адекватными и менее дружелюбными. Экспериментаторы
пришли к следующему выводу: часть «проблемы поведения чернокожих лежит... в манере общения с
ними». Как и в случае с другими самоосуществляющимися пророчествами (вспомните материал главы
3), предрассудки влияют на тех, с кем они связаны (Swim & Stangor, 1998).
Чем опасен стереотип?
Нервозность человека, оказавшегося в ситуации, когда окружающие не ждут от него хороших
результатов, вполне может привести к тому, что их ожидания оправдаются. Я невысокого роста, и мне
под 60. Играя в баскетбол вместе с более молодыми и более высокими парнями, я часто думаю о том,
что они рассматривают меня как помеху, и это мешает мне проявить себя с самой лучшей стороны.
Клод Стил и его коллеги назвали этот феномен угрозой стереотипа — самореализующимся
предсказанием, суть которого заключается в том, что человек будет оценен на основании негативного
стереотипа.
<«Математика — это круто!». «Разговор куклы Барби с подростками», впоследствии изъятый из
продажи>
Стивен Спенсер, Клод Стил и Диана Квинн предложили студентам и студенткам, имевшим
примерно одинаковую математическую подготовку, пройти очень трудный математический тест
(Spencer, Steele & Quinn, 1999).
Когда испытуемым говорили, что ожидают от мужчин и от женщин
одинаковых результатов и что при их оценке не будет проявлено никакой гендерной предвзятости,
женщины систематически справлялись с ним не хуже, чем мужчины. Когда же им говорили обратное,
Hosted by uCoz