Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 569 
Next page End  

суть изучаемых явлений?
В наши дни Университетская комиссия по этике пересматривает требования, предъявляемые к
социально-психологическим исследованиям, которые могут быть названы гуманными. Этические
принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией (1981,
1992) и
Психологическим обществом Великобритании (1991), требуют от исследователей:
Сообщайте потенциальным испытуемым столько сведений об эксперименте, сколько нужно
для того, чтобы их согласие на участие в эксперименте было согласием, основанным на
информированности.
Будьте правдивыми. Прибегайте к обману только тогда, когда это необходимо и оправдано
значимостью стоящей перед вами цели, а не для того, «чтобы заручиться их согласием на участие в
эксперименте».
Защищайте людей от возможных вредных последствий и существенного дискомфорта.
Не разглашайте информацию об участниках экспериментов.
По окончании эксперимента предоставьте участникам полную информацию о нем, в том
числе и об обмане, если таковой имел место. Исключение из этого правила составляют только те
случаи, когда информация о результатах может огорчить участников — например, если кто-то поймет,
что был глуп или жесток.
Экспериментатор должен быть достаточно информативным и деликатным, чтобы после
эксперимента мнение людей о самих себе как минимум не стало хуже того, которое было до
эксперимента. А еще лучше отблагодарить участников эксперимента, например рассказать им что-
нибудь о природе психологического исследования. При уважительном отношении лишь немногие
участники экспериментов возражают против того, чтобы их обманывали (Epley & Huff, 1998; Kimmel,
1998). У защитников социальной психологии есть все основания говорить о том, что профессора,
устраивающие экзамены и переэкзаменовки, нервируют и огорчают своих студентов значительно
сильнее, чем нынешние исследователи — участников своих экспериментов.
Обобщение и практическое использование результатов лабораторных исследований
Как показывает изучение влияния на детей «телевизионной жестокости», социальная психология
сочетает повседневную практику и лабораторный анализ. Примеры аналогичного подхода вы найдете
во всех главах этой книги: приведенные в них данные являются преимущественно результатами
лабораторных исследований, а иллюстрации взяты в основном из жизни. Опыт социальной психологии
— доказательство того, насколько благотворно взаимопроникновение лабораторных исследований и
повседневной жизни. Нередко неясные предчувствия, возникшие под влиянием повседневности,
становятся толчком к проведению лабораторных экспериментов, которые помогают нам глубже понять
наш собственный опыт.
Эта взаимосвязь проявилась при изучении влияния телевидения на детей. Тему лабораторных
исследований подсказало содержание телепередач. Телевизионщики и политики, т. е. люди, способные
оказывать влияние, сегодня уже осведомлены об этих результатах. Соответствие лабораторных данных
тому, что наблюдается в реальной жизни, характерно не только для влияния телевидения; оно присуще
и исследованиям во многих других сферах, в том числе и изучению оказания помощи, стиля
руководства, депрессии и самоэффективности. Зависимости, выявленные в лаборатории, были
подтверждены в ходе проведения полевых исследований. «В психологической лаборатории
преимущественно рождаются не банальности, а психологические истины» (Anderson et al., 1999).
Однако в том, что касается обобщения результатов лабораторных исследований и их переноса в
жизнь, следует проявлять осторожность. Хотя в лаборатории и проявляются базовые движущие силы
человеческого существования, тем не менее в ней работают с упрощенной и контролируемой моделью
реальности. Лабораторные исследования говорят нам о том, что можно ожидать от изменения
параметра X при условии, что все остальные параметры остаются неизменными, но в реальной жизни
такого никогда не бывает. Более того, как вы сами увидите, участниками многих экспериментов
становятся студенты колледжей. Хоть это и может помочь вам идентифицировать себя с ними, вряд ли
студентов колледжей можно назвать случайной выборкой всего человечества. Получили бы мы те же
самые результаты, если бы привлекли к участию в эксперименте людей другого возраста, более (или
менее) образованных и принадлежащих к другим культурам? Этот вопрос постоянно остается
открытым.
Тем не менее мы можем провести границу между содержанием мышления людей и их
Hosted by uCoz