Navigation bar
  Print document Start Previous page
 298 of 569 
Next page End  

Воспринимаемые сходства и различия
Представьте себе яблоки, кресла и карандаши.
Существует весьма заметная тенденция к восприятию объектов, относящихся к одной и той же
группе, как более единообразных, чем это есть на самом деле. Все яблоки, о которых вы подумали,
были красными, да? У всех кресел были прямые спинки? А карандаши были исключительно желтого
цвета? Временной интервал, ограниченный двумя днями одного месяца, представляется нам более
однородным, в частности, по такому параметру, как температура воздуха, чем временной интервал,
ограниченный двумя днями разных месяцев. Например, нам кажется, что перепад температур в период с
15 по 23 ноября меньше, чем за тот же восьмидневный период с 30 ноября по 8 декабря (Krueger &
Clement, 1994).
То же самое и с людьми. Стоит нам только поделить их на группы — на спортсменов,
специалистов кинематографии и профессоров математики, — как у нас сразу же появляется склонность
к преувеличению внутригруппового сходства и межгрупповых различий (S. E. Taylor, 1981; Wilder,
1978). Одного лишь разделения на группы достаточно для возникновения эффекта однородности
чужой группы появления ощущения, что все они «на одно лицо» и не похожи на «нас» и на «нашу»
группу (Ostrom & Sedikides, 1992). Поскольку нам обычно нравятся люди, похожие на нас самих, и не
нравятся те, кого мы воспринимаем как непохожих на нас, естественно, что в результате возникает
предрасположенность в пользу своей группы (Byrne & Wong, 1962; Rokeach & Mezei, 1966; Stein et al.,
1965).
Хорошее или плохое настроение способно усилить стереотипные представления о чужой группе.
Пребывая в плохом расположении духа, мы воспринимаем и события, и людей в более негативном
свете. Однако даже и положительные эмоции способны вмешаться в сложный мыслительный процесс, в
результате чего мы начнем воспринимать членов другой группы более похожими друг на друга, чем это
есть на самом деле (Mackie et al., 1996; Park & Banaji, 2000). Создается впечатление, что счастливые,
удовлетворенные люди прилагают меньше усилий для того, чтобы вникать в различия. Более того,
Гален Боденхаузен и его коллеги полагают: ощущение полноты собственного счастья может
спровоцировать чувство некоего превосходства (Bodenhausen et al., 1994).
Самого факта принятия группой какого-либо решения достаточно для того, чтобы «чужие»
переоценили ее единодушие. Стоит какому-либо кандидату-консерватору с незначительным перевесом
победить на общенациональных выборах, как обозреватели сразу же делают вывод о том, что
«электорат стал консервативным». Победу кандидата-либерала с таким же незначительным
преимуществом обозреватели приписали бы царящим в стране «либеральным настроениям», даже если
бы ее трудно было объяснить изменением настроений избирателей. Независимо от того, кем принято
решение — большинством группы или ее назначенным руководителем единолично, — окружающие
всегда считают, что оно отражает установки всей группы (Allison et al., 1985, 1986, 1987, 1988, 1989,
1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996). В США в 1994 г. на выборах в Конгресс победили
республиканцы, набравшие 53% голосов, и хотя большая часть взрослого населения не приняла участия
в голосовании, комментаторы назвали этот результат «революцией», «кардинальным изменением
соотношения сил на политической арене» и «полной трансформацией политической жизни». Даже
результаты президентских выборов 2000 г., которые фактически были «вытянуты», интерпретировались
как конец политической карьеры проигравшего кандидата Альберта Гора.
Когда же речь идет о нашей собственной группе, мы более склонны замечать различия.
Многие неевропейцы считают население Швейцарии однородным. Однако сами граждане
этой страны придерживаются иного мнения, ибо среди них есть люди, говорящие на французском,
немецком и итальянском языках.
Многие англоговорящие американцы называют всех выходцев из Латинской Америки одним
словом — «латинос» (Latinos).
Что же касается самих американцев мексиканского, кубинского или
пуэрториканского происхождения, то для них различия между ними очевидны, особенно различия
между своей собственной подгруппой и остальными (Huddy & Virtanen, 1995).
Члены любого женского клуба считают, что между ними больше различий, чем между
членами других клубов, и воспринимают последних как более похожих друг на друга (Park & Rothbart,
1982). То же самое можно сказать и о крупных бизнесменах и инженерах: они тоже переоценивают
однородность личностных качеств и установок представителей других групп (Judd et al., 1991).
Общий принцип таков: чем больше мы знаем о какой-либо социальной группе, тем отчетливее
понимаем, что она не однородна (Brown & Wootton-Millward, 1993; Linville et al., 1989). Чем меньше
Hosted by uCoz