Navigation bar
  Print document Start Previous page
 302 of 569 
Next page End  

комфортно, чем американцы, которые чувствуют, что их принимают. Преимущество же подобной
позиции заключается в следующем: считая себя жертвой предрассудка, человек тем самым
амортизирует удар, который может быть нанесен по его самооценке. Если ему дают понять, что он
вызывает антипатию, он вполне может успокоить себя: «Они не имеют в виду лично меня, а говорят
так, потому что я...» Более того, осознание предрассудков и дискриминации усиливает наше чувство
социальной идентификации и готовит нас к участию в коллективных социальных акциях.
Неординарные случаи
Для вынесения суждения о группах наше сознание использует и неординарные события — в
качестве некоей клавишной комбинации быстрого вызова. Можно ли сказать, что чернокожие —
хорошие спортсмены? «Все мы знаем Венус и Серену Уильямс и Шакилла О'Нила. Да, пожалуй,
можно». Обратите внимание на то, как в данном случае работает мысль: не имея достаточной
информации о данной социальной группе, мы вспоминаем подходящие примеры и от них переходим к
обобщению (Sherman, 1996). Более того, столкновение с индивидами, соответствующими негативным
стереотипам (например, с враждебно настроенным чернокожим человеком), способно «пустить в ход»
именно эти стереотипы, следствием чего станут минимальные контакты с данной группой (Hendersen-
King & Nisbett, 1996). Подобное обобщение на основании единичных случаев может создать проблемы.
Неординарные, яркие события, хоть и хорошо сохраняются в памяти, редко бывают
репрезентативными, если речь идет о большой группе. Выдающиеся спортсмены, даже если они
запомнились всем своими замечательными достижениями, — не лучшее основание для того, чтобы
судить о том, насколько группа в целом наделена спортивными талантами.
По той же самой причине (представители более многочисленного меньшинства более заметны)
большинству кажется, что их численность еще больше, чем на самом деле. Как вы думаете, сколько
мусульман в вашей стране? (В США, согласно результатам неоднократных опросов, проведенных
Институтом Гэллапа [Gallup, 1994] и другими, мусульманами себя считают менее 1,5% респондентов.)
Или такой пример: согласно результатам опроса, проведенного Институтом Гэллапа в 1990 г., в США,
по мнению среднего американца, проживают 32% афроамериканцев и 21% американцев испанского
происхождения (Gates, 1993). По данным Бюро переписи населения — 12 и 9% соответственно.
Майрон Ротбарт и его коллеги доказали, что нестандартные случаи тоже могут усиливать
стереотипы (Rothbart et al., 1978). Они показали студентам Университета штата Орегон 50 слайдов, на
каждом из которых был представлен мужчина и информация о его росте. Среди слайдов, которые
смотрела одна группа студентов, были 10 слайдов с изображением мужчин немного выше 180 см (но не
выше 192). На слайдах второй группы было 10 мужчин, рост которых значительно превышал 180 см (до
210 см). Когда потом экспериментаторы спрашивали, сколько мужчин выше 180 см «было
предъявлено», студенты из первой группы вспоминали максимум 5% предъявлений, а студенты из
второй группы — до 50%. В следующем эксперименте студенты читали описания поступков 50
мужчин, 10 из которых совершили преступление либо без применения насилия, например подлог, либо
с применением насилия, например изнасилование. Большинство студентов, читавших перечень
преступлений с применением насилия, преувеличили число криминальных деяний.
Способность приковывать внимание, присущая неординарным, экстремальным событиям,
помогает объяснить, почему представители среднего класса так сильно преувеличивают различия
между собой и теми, кто имеет более низкий социальный статус. Чем меньше мы знаем о группе, тем
большее влияние оказывают на нас несколько ярких, броских событий (Quattrone & Jones, 1980).
Вопреки стереотипным преставлениям о жирующих на государственных пособиях «королевах
благотворительности», управляющих «кадиллаками», люди, живущие в нищете, в своей массе
разделяют устремления среднего класса и предпочли бы не жить на пособия, а зарабатывать на хлеб
собственным трудом (Cook & Curtin, 1987).
Таблица. Мусульмане в немусульманских странах
Страна
Количество мусульман, %
Австралия
1,1 (1996)
Канада
0,9 (1991)
Великобритания
1,7 (1991)
США
1,5 (1999)
(Источники:
Australia Census, 1996; Canada Census, 1991; CIA Facktbook, 1991; Encyclopedia Britannica,
Hosted by uCoz