Navigation bar
  Print document Start Previous page
 306 of 569 
Next page End  

подозревали, что тяжелая участь Иова — наказание за совершенное им страшное злодеяние. Более двух
третей американцев разделяют точку зрения друзей Иова и согласны с утверждением: «Большинству из
тех, кто не добился успеха, не следует винить систему; им некого винить в этом, кроме себя» (Morin,
1998). Следовательно, противодействие
программам поддерживающих действий (affirmative action
programs) [Поддерживающие действия — политическая программа, направленная на ликвидацию
расовой дискриминации. —
Примеч. перев.], призванным исправить положение, создавшееся в
результате прежней дискриминации, объясняется не только предрассудками, но также и восприятием
поддерживающих действий как нарушающих нормы справедливости и честности (Bobocel et al., 1998).
Результаты этих исследований позволяют предположить, что люди равнодушны к социальной
несправедливости не потому, что справедливость их не волнует, а потому, что не видят
несправедливости. Люди, априорно считающие устройство мира справедливым, убеждены в том, что
жертвы изнасилования соответствующим образом вели себя (Borgida & Brekke, 1985), что избитые
жены сами спровоцировали своих мужей (Summers & Feldman, 1984), что бедняки не заслуживают
лучшей участи (Furnham & Gunter, 1984), а больные сами виноваты в своих недугах (Gruman & Sloan,
1983). Подобные представления убеждают также и успешных людей в том, что они заслужили то, что
имеют. Здоровые и богатые люди могут рассматривать свое благополучие и несчастья других как
справедливое распределение вознаграждений. Связывая благополучие с нравственностью, а несчастья
— с ее отсутствием, мы создаем условия для того, чтобы удачливые люди гордились своим положением
и не спешили брать на себя ответственность за тех, кто потерпел крах.
Люди не терпят неудачников, даже если всем очевидно, что неудача — всего лишь результат
невезенья. Всем прекрасно известно,
что играющие в азартные игры либо выигрывают, либо
проигрывают, и результат игры, казалось бы, не должен сказываться на оценке самого игрока. Тем не
менее есть люди, которые никак не могут удержаться от того, чтобы не выступить в роли его критика и
не оценить его в зависимости от результата. Игнорируя тот факт, что даже логичное решение может
принести плохие результаты, они признают проигравших менее компетентными (Baron & Hershey,
1988). Адвокаты и биржевые маклеры точно так же судят о себе по результатам; они весьма довольны
собой после достигнутых успехов и стыдятся неудач. Разумеется, нельзя сказать, что успех не зависит
от одаренности и инициативности. Но слепая вера в справедливое устройство мира не учитывает не
зависящие от человека и не поддающиеся его контролю факторы, которые способны свести на нет даже
самые энергичные усилия.
Когнитивные последствия стереотипов
Увековечивают ли стереотипы сами себя?
Предрассудок — это предвзятое мнение. «Вынесение приговора до суда» — вещь неизбежная:
ведь мы с вами не бесстрастные автоматы, фиксирующие социальные события и взвешивающие
свидетельства «за» и «против» собственных пристрастий. Наши предвзятые мнения руководят нашим
вниманием, нашими интерпретациями и памятью.
Во всех случаях, когда какой-либо член какой-либо группы поступает именно так, как и
ожидали, мы надлежащим образом отмечаем этот факт: мнение, которое у нас существовало до этого,
подтвердилось. Если же действия какого-либо члена какой-либо группы идут вразрез с нашими
ожиданиями, мы можем объяснить или оправдать это особыми обстоятельствами (Crocker et al., 1983).
Следовательно,
стереотипы влияют на то, как мы истолковываем поведение окружающих (Kunda &
Sherman-Williams, 1993; Sanbonmatsu et al., 1994; Stangor & McMillan, 1992).
Возможно, вы сами припомните такой период в своей жизни, когда вам — как бы вы ни
старались — не удавалось заставить кого-то изменить свое мнение о вас; время, когда вас — что бы вы
ни делали — постоянно неправильно понимали. Вероятность непонимания велика, когда кто-то
ожидает неприятных столкновений с вами (Wilder & Shapiro, 1989). Уильям Айкс и его коллеги
доказали это в опытах, участниками которых стали пары мужчин студенческого возраста. Когда пары
приходили в лабораторию, экспериментатор предупреждал одного из участников каждой пары о том,
что его «половина» — якобы один из самых недружелюбных людей, с которыми ему приходилось в
последнее время общаться. Затем мужчин представляли друг другу и оставляли наедине на 5 минут.
Участникам параллельного эксперимента говорили о том, что их «половина» — исключительно
дружелюбный человек.
<Ярлыки действуют на нас так же, как пронзительный вой сирены, и мы становимся глухими ко
Hosted by uCoz