Navigation bar
  Print document Start Previous page
 336 of 569 
Next page End  

течение всего этого времени? Джордж Гербнер и его коллеги из Университета штата Пенсильвания в
течение четверти века следили за развлекательными телепередачами, шедшими прайм-тайм в субботу
утром (Gerbner et al., 1993,
1994). Участники проводившегося в масштабах всей страны изучения
насилия на телеэкране, с 1994 по 1997 г., с риском для собственного зрения, проанализировали около 10
000 программ основных и кабельных телеканалов (National Television Violence Study, 1997). Что же они
обнаружили? В 6 программах из 10 «фигурировало» насилие («физическое принуждение, грозившее
причинением вреда, либо действительное причинение вреда иди убийство»). Во время «кулачных боев»
упавший, как правило, приходил в себя, поднимался и начинал действовать еще более энергично, хотя в
большинстве подобных поединков удар, который сбивает с ног, чаще всего бывает и последним (его
результатом нередко становятся перелом челюсти или руки). В 73% сцен насилия агрессор оставался
безнаказанным, в 58% — не было показано, что жертва страдает от боли. Что же касается детских
телепрограмм, то только в 5% речь шла о долгосрочных последствиях насилия, все остальные
изображали его как развлечение, как некую игру.
{Благодаря широкому распространению видеомагнитофонов, кабельного и платного
телевидения, а также Интернета «порнография в США превратилась в индустрию, годовой оборот
которой составляет $10 миллиардов», — пишет газета The New-York Times (Egan, 2000). Ожидается, что
наступление телекоммуникации приведет к дальнейшему расширению «формирующегося рынка
домашней порнографии»}
К чему же это приводит? Несмотря на все сказанное выше, маленькие дети проводят перед
телевизорами больше времени, чем в школе, и больше, чем в активных играх. К моменту окончания
начальной школы среднестатистический ребенок успевает увидеть на экране телевизора около 8000
убийств и 100 000 иных актов агрессии (Huston et al., 1992). Подытоживая свои впечатления от
двадцатидвухлетнего общения с жестокостью, Гербнер сетовал: «В истории человечества были и более
кровавые периоды, но в том, что касается изображения насилия, наше время побило все рекорды. Нас
захлестнул не виданный ранее поток крайней жестокости, проникающий в каждый дом в виде
наглядных сцен зверств, поставленных со знанием дела» (Gerbner, 1994).
<Одной из важнейших заслуг телевидения является то, что оно вернуло убийство в дом, именно
туда, где ему и место. Убийство на телеэкране может быть хорошим лекарством для того, кто его видит.
Оно может помочь зрителю освободиться от снедающей его враждебности. Альфред Хичкок>
Имеет ли это значение? Побуждают ли криминальные сюжеты, демонстрируемые в прайм-тайм,
к воспроизведению того самого поведения, которое они пропагандируют? Или зрители подобных
программ, благодаря возникающему у них «эффекту присутствия», сбрасывают накапливающуюся
агрессивную энергию?
<Следствием восприятия чужой игры не может быть один лишь катарсис, оно способно также и
подтолкнуть к тому, чтобы поиграть самому. Маргарет Лош,
президент детского телеканала Fox
Children's Network; цит. по: Kaplan, 1995>
Последняя идея, одна из версий теории катарсиса, базируется на том, что просмотр
телепрограмм со сценами насилия дает людям возможность «разряжаться», освобождаться от
накапливающейся в них враждебности. Защитники масс-медиа часто ссылаются на эту теорию и
напоминают нам о том, что насилие существовало и тогда, когда телевидения не было и в помине. В
воображаемой дискуссии с одним из критиков телевидения его сторонник вполне может привести
следующий аргумент: «Телевидение не виновато ни в геноциде евреев, ни в геноциде коренного
населения Америки. Оно всего лишь отражает и обслуживает наши вкусы». — «Верно, — отвечает
критик. — Но также верно и то, что с началом телевизионной эры количество преступлений,
совершенных с применением насилия, растет в Америке быстрее, чем население. Не можете же вы
считать поп-культуру простым отражением действительности, не оказывающим никакого влияния на
массовое сознание, а веру рекламодателей во власть масс-медиа — иллюзией». Защитник отвечает:
«Рост преступности — результат действия многих факторов. А что касается
телевидения, то оно,
возможно, даже снижает ее, потому что удерживает людей дома и предоставляет им безвредную
возможность “разрядиться”».
Цель изучения связи между просмотром телепередач и агрессией — обнаружить более тонкие и
распространенные проявления его влияния, чем случающиеся время от времени убийства, в точности
воспроизводящие то, что было показано на экране и приковывающие к себе внимание общественности.
Исследователей интересует, как телевидение влияет на поведение зрителей и на их мышление.
Влияние телевидения на поведение
Hosted by uCoz