Navigation bar
  Print document Start Previous page
 339 of 569 
Next page End  

себя более агрессивно, чем вторые. Результатов этих лабораторных исследований вкупе с растущей
озабоченностью общественности оказалось достаточно для того, чтобы министр здравоохранения США
заказал проведение 50 новых исследований, которые и были выполнены в начале 1970-х гг. Результаты
подавляющего большинства из них подтвердили вывод о том, что просмотр телепередач,
пропагандирующих насилие, увеличивает агрессивность.
<Итак, должны ли мы спокойно позволять своим детям слушать все, что кому-нибудь
заблагорассудится выдумать, и усваивать при этом мысли, зачастую диаметрально противоположные
тем, которые, по нашему мнению, им следует иметь, когда они вырастут? Платон, Республика, 360 г. до
н. э.>
В экспериментах, проведенных в более позднее время, группа исследователей под руководством
Росса Парки (в США) (Parke, 1977) и Жака Лайенса (в Бельгии) (Leyens, 1975) демонстрировала
американским и бельгийским мальчикам, малолетним преступникам, находившимся в исправительных
учреждениях, агрессивные и неагрессивные рекламные ролики. Однозначный вывод, к которому они
пришли, заключается в следующем: «Просмотр фильмов со сценами насилия... ведет к возрастанию
агрессивности зрителя». По сравнению с неделей, предшествовавшей показу фильмов, число
проявлений агрессии в тех коттеджах, где жили мальчики, смотревшие их, резко возросло.
Аналогичный эксперимент провели Долф Циллманн и Джеймс Уивер, которые в течение четырех дней
подряд демонстрировали своим испытуемым, мужчинам и женщинам, фильмы со сценами насилия и
без них (Zillmann & Weawer, 1999). На пятый день был проведен другой эксперимент, в ходе которого
испытуемые, смотревшие фильмы со сценами насилия, продемонстрировали более враждебное
отношение к ассистенту экспериментаторов.
При изучении влияния телевидения используются самые разные методы, а к участию в них в
качестве испытуемых привлекаются самые разные люди. Исследователи Сьюзн Хирольд (Hearold,
1986), Вэди Вуд с коллегами (Wood et al., 1991), а также Джордж Комсток и Эрика Шаррер (Comstock &
Scharrer, 1999), обобщив результаты корреляционных и экспериментальных исследований, пришли к
общему выводу: антисоциальное поведение действительно связано с просмотром телепередач,
пропагандирующих антисоциальные примеры. Корреляция между «просмотром» и «антисоциальным
поведением» не только не тесная, но порой столь незначительна, что некоторые критики вообще
начинают сомневаться в ее существовании (Freedman, 1988; McGuire, 1986). Более того, проявления
агрессии, которые наблюдались в этих экспериментах, это и не угроза физической расправы, и не
оскорбление действием; речь идет о толкании в очереди за завтраком, о грубых комментариях и об
угрожающих жестах.
Тем не менее сходность доказательств поражает. «Неопровержимый вывод заключается в том,
что визуальное восприятие насилия порождает насилие», — отмечала в 1993 г. Комиссия по проблеме
насилия в молодежной среде при Американской психологической ассоциации. Сказанное в первую
очередь относится к лицам с агрессивными тенденциями (Bushman, 1995). Влияние визуального
восприятия насилия оказывается наиболее сильным и тогда, когда привлекательный индивид совершает
оправданное, реалистически «поданное» насилие, которое остается безнаказанным и якобы не
причиняет никому ни боли, ни вреда (Donnerstein, 1998). Сцены насилия, содержащиеся во многих
произведениях искусства, имеют именно такой антисоциальный эффект. Во многих, но не во всех.
Неоправданная жестокость отталкивающих персонажей фильма «Список Шиндлера» по отношению к
жертвам Холокоста вряд ли способна подтолкнуть на совершение актов насилия.
<Насилие, пропагандируемое масс-медиа, влияет на агрессию сильнее, чем пары свинца — на
умственные способности ребенка, чем препараты кальция — на костную массу, чем работа над
домашними заданиями — на академическую успеваемость или вдыхание асбестовой пыли — на рак...
Постоянное воздействие на население средств массовой информации, насыщенных насилием, —
основная причины высокого уровня преступности в современном американском обществе.
Из
свидетельских показаний социального психолога Крэга А. Андерсона,
на заседании Комитета по
торговле, науке и транспорту Сената США, 21 марта 2000 г.>
Результаты экспериментальных исследований позволяют с наибольшей достоверностью
определить и причину, и следствие, однако лабораторные условия порой слишком отличаются от
реальной жизни (например, когда испытуемому, чтобы «наказать» другого испытуемого, нужно лишь
нажать кнопку). Более того, эксперименты могут лишь указать на кумулятивный эффект просмотра
более 100 000 эпизодов насилия и более 20 000 убийств, а именно столько проявлений жестокости
успевает увидеть на телеэкране среднестатистический американский ребенок, прежде чем станет
среднестатистическим подростком (Murray & Lonnborg, 1989). Влияние не поддающихся контролю
Hosted by uCoz