Navigation bar
  Print document Start Previous page
 340 of 569 
Next page End  

факторов затрудняет проведение корреляционных исследований, но, несмотря на это, они выявляют
кумулятивные эффекты визуального восприятия сцен насилия в реальной жизни.
Почему просмотр телепередач влияет на поведение? Вывод, к которому пришли министр
здравоохранения США и эти исследователи, заключается не в том, что телевидение и порнография —
основные источники социального насилия; они являются таковыми не более, чем асбест — основной
причиной рака легких. Скорее правильно другое: они признали телевидение одной из причин. Но даже
если это всего лишь одна составляющая того многокомпонентного феномена, который может быть
назван причиной насилия в обществе, то такая, которая, подобно искусственным заменителям сахара,
потенциально контролируема. Имея в своем распоряжении совпадающие результаты корреляционных и
экспериментальных исследований, исследователи занялись поиском ответа на вопрос, почему
визуальное восприятие сцен насилия оказывает такое влияние.
Рассмотрим три возможных варианта (Geen & Thomas, 1986). Один из них заключается в том,
что причиной антисоциального поведения становятся не сцены насилия как таковые, а возбуждение,
которое они вызывают (Mueller et al., 1983; Zillmann, 1989). Как уже отмечалось выше, возбуждение
нарастает лавинообразно: один тип возбуждения вызывает другие действия.
Результаты другого исследования свидетельствуют о том, что визуальное восприятие насилия
растормаживает.
В эксперименте Бандуры избиение взрослым человеком куклы «бобо», судя по
всему, узаконило подобные вспышки и привело к тому, что дети утратили контроль над своими
«сдерживающими центрами». Визуальное восприятие насилия подготавливает зрителя к совершению
насильственных действий, ибо оно направляет его мысли в сторону насилия (Berkowitz, 1984; Bushman
& Geen, 1990; Josefson, 1987). Складывается такое впечатление, что аналогичное влияние оказывают на
молодых мужчин и песни, прославляющие сексуальное насилие: они делают их более восприимчивыми
к тем мифам, которые окружают изнасилование, и настраивают на более агрессивные действия
(Barongan & Hall, 1995; Johnson et al., 1995; Pritchard, 1998).
Персонажи, пропагандируемые масс-медиа, всегда находят подражателей. Дети, участники
экспериментов Бандуры, воспроизводили те характерные поступки, свидетелями которых были.
Коммерческому телевидению трудно оспорить тот факт, что телевидение подталкивает зрителей к
подражанию тому, что они видели на экране: ведь именно на этом и основано моделирование
потребления рекламодателями. Все критики телевидения обеспокоены тем, что в телевизионных
программах сцен насилия в 4 раза больше, чем проявлений добрых отношений между людьми, что и во
многих других отношениях телевидение не отражает реальной жизни (табл. 10.2). Критики телевидения
также любят подробно описывать примеры откровенного подражания тому, что происходит на экране,
такие, например, как этот: двое мужчин из штата Юта трижды смотрели фильм Magnum Force,
в
котором для убийства героини используется щелочное чистящее средство Drano.
Спустя месяц они
воспроизвели увиденное: убили трех человек, заставив их выпить Drano (Bushman, 1996).
Таблица 10.2. Телевидение Америки и реальная жизнь: что общего между ними?
Насколько верно то, что показывают в прайм-тайм, отражает мир, в котором мы живем? Сравните
количественный состав «экранного общества» и реальный состав нашего населения. Возможно,
телевидение отражает культурные мифы, по реальность оно искажает.
Объект на экране
Представительство
в телепрограммах,
%
Представительство
в реальном мире,
%
Женщина
33
51
Супружеская пара
10
61
Высококвалифицированный рабочий
25
67
Член какого-либо религиозного объединения
6
88
Предполагаемый половой акт: партнеры — не супруги
85
Неизвестно
Употребляющие алкогольные напитки: процент
алкоголиков
45
16
(Источники: Анализ примерно 35 000 телевизионных персонажей, выполненный Джорджем Гербнером
начиная с 1969 г. (Gerbner, 1993; Gerbner et al., 1986). Данные о половой принадлежности
телевизионных персонажей позаимствованы из (Fernandez-Collado et al., 1978); данные о
«телевизионной» религиозности из (Skill et al., 1994); данные о реальной религиозности, т. е. о тех, кто
считает себя верующим и для кого религия важна, из (Saad & McAneny, 1994). Данные об алкоголизме
взяты из (NCTV, 1988). Что же касается количества половых актов, совершаемых партнерами, которые
Hosted by uCoz