Navigation bar
  Print document Start Previous page
 345 of 569 
Next page End  

Исследователи, руководимые Джозефом Миколичем, установили, что группы способствуют
усилению природной агрессивности индивидов (Mikolic et al., 1997). В их экспериментах помощник
экспериментатора должен был доводить испытуемых до состояния фрустрации тем, что «хватал у них
из-под рук» детали, необходимые им для создания моделей, за которые они должны были получить
деньги. По сравнению с испытуемыми, которые работали индивидуально, те, кто работал в группе,
чаще одергивали несносного помощника и высказывали в его адрес в 2 раза больше требований,
неудовольствий и претензий.
{Социальное «заражение». Когда в 1990-х гг. 17 молодых слонов-самцов без родителей были
переселены в Национальный парк ЮАР, они вели себя, как вышедшая из-под контроля банда
малолетних преступников, и убили 40 белых носорогов. Бесчинства прекратились только после того,
как в 1998 г. администрация парка, обеспокоенная сложившейся ситуацией, «подселила» к ним 6 более
старших и сильных самцов (Slotow et al., 2000). На снимке: один из вожаков «воспитывает подростков»}
Данные изучения агрессии дают нам прекрасную возможность проверить, в какой мере
результаты социально-психологических лабораторных исследований можно распространить на нашу
повседневность. Неужели обстоятельства, при которых некто решает наказать кого-то электрическим
током, на самом деле говорят нам что-то о том, при каких обстоятельствах он разразится словесной
бранью или даст пощечину? Крэг Андерсон и Брэд Бушман отмечают, что социальные психологи
изучали агрессию не только в лабораториях, но и в реальных условиях и что совпадение результатов
поражает (Anderson & Bushman, 1997; Bushman & Anderson, 1998). Как в лабораторных, так и в
реальных условиях прогностическими параметрами возрастания агрессивности являются:
— принадлежность индивида к мужскому полу;
— природная агрессивность индивида или его принадлежность к личностям типа А;
— употребление алкоголя;
— визуальное восприятие сцен насилия;
— анонимность;
— провокация;
— наличие оружия;
— вмешательство группы.
Лабораторные эксперименты позволяют нам проверять теории и подвергать их ревизии при
контролируемых условиях. Реальная жизнь — источник идей и «испытательный полигон», на котором
мы можем использовать свои теории. Результаты изучения агрессии свидетельствуют о том, что
взаимодействие исследовательской лаборатории и реальной жизни делает вклад психологии в
благополучие человечества более ощутимым. Идеи, почерпнутые в реальной жизни, дают толчок к
созданию новых теорий, которые стимулируют развитие лабораторных исследований; в свою очередь
последние углубляют наше понимание явлений реальной жизни и предоставляют более широкие
возможности для использования психологии при решении конкретных проблем.
Резюме
Аверсивный опыт — это не только фрустрация, но и дискомфорт, физическая боль и личные
оскорбления, как действием, так и словом. Возбуждение, независимо от того, что именно является его
источником — физическая нагрузка или сексуальная стимуляция, — под влиянием внешних
обстоятельств может трансформироваться в гнев.
Телевидение демонстрирует немало примеров агрессивного поведения. В том, что касается
визуального восприятия сцен насилия, выводы авторов корреляционных и экспериментальных
исследований совпадают: оно 1) несколько усиливает агрессивное поведение, особенно у возбужденных
индивидов, и 2) делает зрителей менее чувствительными к насилию, искажает их восприятие
реальности. Оба этих вывода соответствуют тем, что были сделаны на основании изучения влияния
«жесткого порно», которое способно усилить мужскую агрессию в отношении женщин и исказить их
представление об отношении женщины к сексуальному насилию.
Немало агрессивных действий на совести различных групп. Групповую агрессию провоцируют
те же факторы, которые провоцируют и индивидуальную агрессию. Благодаря «размыванию»
ответственности и поляризации действий группы реагируют еще более агрессивно, чем индивиды.
Ослабление агрессии
Hosted by uCoz