Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 569 
Next page End  

потому что молчаливая угрюмость неэффективна, ибо она позволяет нам в мыслях продолжать
неприятный для нас разговор и возвращаться к своим обидам. К счастью, существуют неагрессивные
способы выражения наших чувств и информирования окружающих о том, как влияет на нас их
поведение. Представители разных культур имеют возможность так выражать свое неудовольствие, что
акцент приходится не на порицание окружающих за их действие, а на отношение к ним самого
говорящего: «Я сержусь» или «Меня раздражает, что ты оставляешь грязную посуду». Такой способ
информирования о собственных чувствах лучше, потому что он позволяет тому, кому адресовано
сообщение, позитивно отреагировать на него (Kubany et al., 1995). Настаивать на своем можно и не
прибегая к агрессии.
Подход, основанный на социальном научении
Если агрессивное поведение — результат научения, значит, есть надежда на то, что его можно
контролировать. Давайте, не вдаваясь в подробности, рассмотрим факторы, влияющие на агрессию, и
подумаем о том, можно ли их нейтрализовать.
Такие аверсивные переживания, как фрустрация вследствие неоправдавшихся ожиданий и
личные оскорбления словом или действием, создают предрасположенность к враждебной агрессии.
Следовательно, мудро поступает тот, кто воздерживается от внушения людям таких ожиданий, которые,
скорее всего, никогда не реализуются. На инструментальную агрессию влияют ожидания определенных
вознаграждений и выгод. А это значит, что следует вознаграждать неагрессивное поведение и
сотрудничество. В лабораторных условиях дети тогда начинают вести себя менее агрессивно, когда
наблюдавшие за ними взрослые игнорировали агрессивные и подкрепляли неагрессивные поступки
(Hamblin et al., 1969). Наказание агрессоров в большинстве случаев менее эффективно. Угроза
наказания предотвращает агрессию только в идеальных условиях, когда наказание является сильным,
незамедлительным и соразмерным проступку, когда оно сочетается с вознаграждением за желательное
поведение и когда тот, кого наказывают, не злится (R. A. Baron, 1977). Если эти условия не соблюдены,
агрессия может проявиться. Это наглядно проявилось в 1969 г., когда полицейские Монреаля устроили
16-часовую забастовку, и в 1992 г., когда во время беспорядков в Лос-Анджелесе телекамеры,
установленные на борту вертолета, показали кварталы, покинутые полицейскими. В обоих случаях
бесчинства продолжались до тех пор, пока полиция не вернулась к исполнению своих обязанностей.
Однако эффективность наказания небеспредельна. В большинстве случаев агрессивные
действия, которые могут стоить жизни тому, против кого направлены, импульсивны, это так называемая
«горячая агрессия» — результат ссоры, оскорбления или нападения. Следовательно, наш долг —
предупредить агрессивные действия, предотвратить их. Необходимо учить людей неагрессивным
способам разрешения конфликтных ситуаций. Если бы «смертельная агрессия» была исключительно
спланированной и инструментальной, можно было бы надеяться на то, что мы избавим себя от
повторения подобных проявлений, сурово наказав совершившего ее преступника. Если бы это было так,
то в тех штатах, где существует смертная казнь, уровень преступности был бы ниже, чем в штатах, где
ее нет. Но в нашем мире «горячих» убийств это не так (Costanzo, 1998).
Родительские наказания тоже могут иметь негативные побочные эффекты. Наказание — это
аверсивная стимуляция, оно моделирует именно то поведение, которое пытается предотвратить. Оно
также и принудительно по своей сути (вспомните, что мы редко соглашаемся с навязанными нам
действиями, даже если объективно они вполне оправданны). Именно поэтому агрессивные подростки и
родители, склонные к жестокому обращению с собственными детьми, так часто оказываются
выходцами из семей, в которых дисциплину поддерживали с помощью суровых физических наказаний.
Чтобы мир, в котором мы живем, стал добрее, с ранних лет нужно демонстрировать людям
образцы гуманного поведения и сотрудничества и вознаграждать за подобные проявления, а начать,
возможно, следует с того, чтобы научить родителей воспитывать дисциплинированность, не прибегая к
насилию. Специальные обучающие программы учат родителей подкреплять желательные поступки
детей и формулировать свои обращения к ним не в отрицательной, а в утвердительной форме (Чем
говорить: «Пока не уберешь свою комнату, ни о каких играх не может быть и речи», лучше сказать:
«Когда уберешь свою комнату, сможешь пойти играть»). Реализация одной такой «программы
замещения агрессии» снизила количество повторных арестов малолетних правонарушителей и членов
молодежных банд. Участников этой программы — подростков и их родителей — обучали навыкам
межличностного общения, методам контролирования гнева и одновременно стремились повысить
уровень их моральной аргументации (Goldstein & Glick, 1994).
Hosted by uCoz