Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 569 
Next page End  

— социальные идентификации, которые мы формируем;
— сравнения себя с окружающими, которые мы делаем;
— наши успехи и неудачи;
— мнения о нас, высказываемые окружающими;
— культура, к которой мы принадлежим.
Роли, которые мы играем
Приступая к исполнению новой роли — студента колледжа, родителя или продавца, — мы
поначалу можем чувствовать себя «не в своей тарелке». Однако постепенно наше представление о себе
впитывает то, что вначале было лишь игрой, ролью в театре жизни. Например, исполняя те или иные
роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались. Это
происходит тогда, когда мы стремимся оправдать свои действия. Более того, наблюдения за собой могут
быть разоблачительными: скажем, мы можем полагать, что придерживаемся тех взглядов, о которых
говорим. Притворство становится реальностью (см. главу 4).
Социальная идентичность
Наша Я-концепция — наше представление о том, кто мы такие, — включает не только нашу
персональную идентичность (представление о своих личных качествах), но и социальную. Социальные
определения «Я» — расовая и конфессиональная принадлежность, пол, будущая специальность и т. д.
— подразумевают определение и того, кем вы не являетесь. Есть «мы», принадлежащие к
определенному кругу, и есть «они» — те, кто в него не входят.
Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в состав более многочисленной
группы, мы довольно часто отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же наша группа
является большинством, мы реже задумываемся над этим, И единственная женщина в группе мужчин, и
единственный канадец в компании европейцев осознают свою уникальность. Единственный
чернокожий студент в кампусе, где все остальные — белые, так же как и единственный белый студент в
окружении чернокожих товарищей, острее ощущает свою этническую идентичность и реагирует
соответственно. Большинство жителей Канады считают себя «канадцами», за исключением жителей
Квебека, где меньшинство французского происхождения ощущают себя «квебекцами» (Kalin & Berry,
1995).
В Великобритании, где англичан в 10 раз больше, чем шотландцев, последние идентифицируют
себя частично через то, что отличает их от первых. «Быть шотландцем значит в известной мере не
любить англичан или возмущаться ими» (Meech & Kilborn, 1992). Так как англичане представляют
большинство, они менее озабочены тем, что они не шотландцы. В книге регистрации постояльцев
одного из шотландских отелей, где мне недавно довелось останавливаться, в графе «национальность»
все англичане написали «британец», а все шотландцы — «шотландец», хотя они точно такие же
британцы, как и англичане. Более того, чем больше студенты британских университетов
идентифицируют себя с британцами), тем меньше они осознают себя европейцами (Cinnirella, 1997).
(Подробнее вопрос об этнической идентичности рассмотрен в главах 9 и 13.)
Социальные сравнения
Каким образом мы решаем, что можем считать себя богатыми, умными или низкорослыми?
Один из способов заключается в том, чтобы прибегнуть к социальным сравнениям (Festinger, 1954).
Окружающие нас люди помогают нам выработать некий стандарт, с помощью которого мы определяем
себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с
окружающими, мы решаем, чем отличаемся от них.
Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся склонны иметь более высокое
мнение о своих способностях, если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы
исключительно одаренными людьми (Marsh et al., 2000). Многие выпускники средней школы,
закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные,
престижные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чувствовать угрозу
самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе!
В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными сравнениями. В присутствии
Hosted by uCoz