Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 569 
Next page End  

Таблица 2.2. Я-концепция: независимая и взаимозависимая
Независимая
Взаимозависимая
Личность
Индивидуальна, определяется
собственными качествами и целями
Социальна, определяется через связи с
другими
Что имеет значение
«Я» — личные достижения и
реализация собственных
возможностей, мои права и свободы ответственность и социальные
«Мы» —
групповые цели и
солидарность, наши социальная
отношения
Что не одобряется
Конформизм
Эготизм
Пример характерного
девиза
«Не изменяй самому себе»
«Человек — это не одинокий остров»
Культуры,
поддерживающие такую
Я-концепцию
Индивидуалистические, западные
Коллективистские страны Азии и
третьего мира
В коллективистских культурах самоуважение тесно коррелирует с тем, что «другие думают обо
мне и о той группе, к которой я принадлежу». Я-концепция скорее гибкая (т. е. зависит от контекста), а
не стабильная (т. е. не сохраняется неизменной в разных ситуациях). Для представителей
индивидуалистических культур, особенно для представителей меньшинств, которые научились не
принимать во внимание предрассудки окружающих, оценки, которые дают им и их группам люди «со
стороны», менее значимы (Crocker, 1994; Crocker et al., 1994; Kwan et al., 1997). Чувство собственного
достоинства является характеристикой личности, а не отношений. То, что угрожает нашей
персональной идентичности, вызывает больший гнев и уныние, чем угрозы в адрес коллективу, с
которым мы себя идентифицируем (Gaertner et al., 1999).
<Нужно воспитывать в себе духовное начало, способное пожертвовать своим маленьким Я ради
благ, которые может принести большое Я. Китайская поговорка>
Итак, как вы думаете, в каких ситуациях наиболее вероятно услышать от студентов в
коллективистской Японии и в индивидуалистических Штатах, что они испытывают такие
положительные эмоции, как счастье и прилив энергии? По данным Синобу Китаямы и Хейзел Маркус,
источником счастья для японских студентов является позитивный социальный опыт — восприятие себя
уважаемым членом дружного коллектива. Что же касается американских студентов, то для них счастье
преимущественно ассоциируется с индивидуальным опытом —
с осознанием собственной
эффективности, собственного превосходства и с чувством гордости. В то время как большая часть
конфликтов в коллективистских культурах — это конфликты между группами, в индивидуалистических
культурах преобладают конфликты между индивидуумами — преступления и разводы (Triandis, 2000).
Когда Китаяма после десятилетнего пребывания в США, где он преподавал и занимался научной
работой, вернулся в alma mater,
в Киотский университет, и попытался объяснить своим аспирантам
западную идею независимого Я, те были «поражены». «Я, как мог, втолковывал им эту западную идею
Я-концепции, ту самую, которую американские студенты понимали интуитивно, и в конце концов стал
убеждать их в том, что это правда: многие американские студенты действительно имеют такое
изолированное представление о своем Я. Однако это не мешало одному из них, тяжело вздохнув,
спросить: “Неужели такое возможно?”»
Становится ли Я-концепция японцев более индивидуалистичной под влиянием Запада, которое
ощущается в крупных городах Японии, и благодаря японским студентам, обучающимся в странах
Запада? Влияет ли на них массированная пропаганда продвижения по службе, основанного не столько
на трудовом стаже, сколько на личных достижениях, и настоятельные призывы «верить в собственные
возможности», которые обрушиваются на них во время пребывания на Западе вместе с фильмами, где
герои-полицейские в одиночку ловят преступников, несмотря на помехи, чинимые им окружающими?
Судя по данным Стивена Хейне и его соавторов, — да (рис. 2.2). После нескольких месяцев обучения в
Университете Британской Колумбии самоуважение японских студентов возросло. Канадцы азиатского
происхождения с солидным «эмигрантским стажем» относятся к себе с большим уважением, чем те,
которые перебрались в Канаду недавно или живут в Азии.
Hosted by uCoz