Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 569 
Next page End  

за «страданиями» молодой женщины, когда та якобы получала удар электрическим током (Batson et al.,
1981). Во время паузы «жертва», страдания
которой ни у кого не вызывали сомнений, объяснила
экспериментатору происхождение своей повышенной чувствительности к электротоку: оказывается, в
детстве она упала на забор, который был под напряжением. Сочувствуя ей, экспериментатор предложил
такой выход из положения: чтобы довести опыт до конца, спросить у наблюдателя (роль которого
исполняла настоящая испытуемая), не согласится ли она поменяться с ней местами и принять на себя
оставшиеся удары. Предварительно половину реальных испытуемых убедили в том, что «жертва» —
близкий им по духу человек, разделяющий их нравственные ценности и интересы, чем вызвали их
эмпатию. Второй группе испытуемых было также сказано, что их участие в эксперименте закончилось и
что им не надо будет наблюдать за «страданиями жертвы», если их придется продлить. Тем не менее
практически все участницы эксперимента, эмпатию которых исследователи предварительно
«пробудили», выразили готовность поменяться с «жертвой» местами.
(— Что с вами, мистер? Могу я чем-нибудь помочь вам?
— Молодой человек, вы единственный, кто обратил на меня внимание и остановился! Я —
миллионер, и 5000 долларов — ваши!)
Никогда не знаешь, какое вознаграждение ожидает тебя, если ты поможешь попавшему в беду
человеку
<Каким бы эгоистичным ни был, по нашему мнению, человек, очевидно, что в его природе есть
нечто такое, что делает его заинтересованным в благополучии окружающих и в их счастье, хотя сам он
от этого ничего не получает, кроме удовольствия, которое приносит ему их созерцание. Адам Смит,
Теория моральных чувств, 1759>
Можно ли назвать это подлинным альтруизмом? Марк Шаллер и Роберт Чалдини сомневаются в
этом (Schaller & Cialdini, 1988). Они считают, что у человека, сочувствующего страдальцу, портится
настроение. Им удалось убедить участников одного из своих экспериментов в том, что их настроение
может улучшить какое-то «более оптимистичное» впечатление, например прослушивание смешной
аудиозаписи. При таких условиях люди, испытывающие эмпатию, не особенно стремились к оказанию
помощи. Вывод, к которому пришли Шаллер и Чалдини, заключается в следующем: даже испытывая
эмпатию к жертве, мы не спешим на помощь, если знаем, что у нас есть иной способ улучшить
настроение.
Результаты других исследований позволяют предположить, что подлинный альтруизм все-таки
существует:
Эмпатия заставляет помогать даже членам групп-соперников, но только в том случае, если
помогающий уверен в том, что его помощь не будет отвергнута (Batson et al., 1997; Dovidio et al., 1990).
Люди, в которых проснулось сострадание, придут на помощь, даже если об этом никто и
никогда не узнает. Их усилия будут продолжаться до тех пор, пока нуждающийся в помощи не получит
ее (Fult et al., 1986). И если эти старания окажутся безрезультатными не по их вине, они все равно будут
переживать (Batson & Weeks, 1996).
В некоторых случаях люди упорствуют в своем желании помочь страдающему человеку даже
Hosted by uCoz