Navigation bar
  Print document Start Previous page
 402 of 569 
Next page End  

Социолог Элвин Гоулднер утверждал, что норма взаимности есть единственный
универсальный кодекс чести: тем, кто помогает нам, мы должны помогать, а не причинять зло.
Гоулднер считал эту норму столь же универсальной, как и табу на инцест. «Инвестируя» в других, мы
вправе рассчитывать на дивиденды. Отправители анкет (если опросы общественного мнения проводятся
по почте) или отправители писем с настоятельными просьбами нередко присовокупляют к почтовым
отправлениям в качестве подарков небольшие денежные суммы или отправляют их в персональных,
предназначенных специально для данного получателя конвертах в надежде на то, что письмо не
останется без ответа. Политики знают, что человек, оказавший услугу, вправе в будущем надеяться на
ответную услугу. Норма взаимности «работает» даже в браке. Порой один из супругов отдает больше,
чем получает. Но в конечном итоге наступает равновесие: обмен становится сбалансированным. Во всех
подобных взаимоотношениях получать, ничего не отдавая взамен, значит нарушать норму взаимности.
Взаимность внутри социальных связей помогает характеризовать «социальный капитал» — связи,
являющиеся источником поддержки, информационные потоки, доверие и совместные действия — все
то, от чего зависит здоровье общества. «Не упускать друг друга из поля зрения» — таков девиз
социального капитала в действии.
Норма взаимности наиболее эффективна, если люди публично реагируют на ранее сделанное для
них. В лабораторных экспериментах, как и в повседневной жизни, случайные, ни к чему не
обязывающие знакомства больше располагают к эгоизму, чем стабильные взаимоотношения. Но даже
действуя анонимно, люди порой совершают хорошие поступки и платят добром за то добро, которое им
сделали. В одном из своих экспериментов Марк Уотли и его коллеги выяснили, что их испытуемые,
студенты университета, с большей готовностью оказывали услугу тому, кто до этого угощал их
конфетами (рис. 12.2) (Whatley et al., 1999).
Рис. 12.2. Публичный и приватный обмен услугами. Испытуемые с большей готовностью
жертвовали деньги помощнику экспериментатора в том случае, если перед этим он оказывал им какую-
нибудь незначительную услугу, и особенно если он узнавал об этом. (Источник: Whatley et al., 1999)
Если у людей нет возможности оказать ответную услугу, им может быть неловко принимать
помощь, и они могут бояться делать это. Именно поэтому гордые люди с развитым чувством
собственного достоинства нередко не спешат обращаться за помощью (Nadler & Fisher, 1986). Когда
человек вынужден принимать услугу, на которую не может адекватно ответить, страдает его
самооценка (Schneider et al., 1996; Shell & Eisenberg, 1992). Результаты исследований свидетельствуют:
такое нередко происходит с теми, кто пользуется благами программы позитивных действий, особенно
если человек некомпетентен и не может рассчитывать на профессиональный успех в будущем (Pratkanis
& Turner, 1996).
Норма социальной ответственности
Норма взаимности напоминает нам о том, что в социальных отношениях необходим баланс
Hosted by uCoz