Navigation bar
  Print document Start Previous page
 405 of 569 
Next page End  

конфликтов. «Отбор по принципу групповой принадлежности, — писал Э. О. Уилсон, — враг
цивилизации. Если люди по большей части запрограммированы на фаворитизм по отношению к
собственным родственникам и племенам, о гармонии в мире не может быть и речи» (Wilson, 1978, р.
167).
Взаимный обмен
Раз существует генетический эгоизм, должен существовать и взаимный обмен. По мнению
биолога Роберта Триверса, один организм помогает другому, потому что ожидает ответной услуги
(Binham, 1980). Дающий рассчитывает со временем стать берущим, а отказ «платить долги» наказуем.
Все презирают обманщиков, ренегатов и предателей.
<Нравственность, определяющая наши поступки по отношению к окружающим, во многом
аналогична гравитации, определяющей движение планет: ее сила обратно пропорциональна квадрату
расстояния между нами и ими. Джеймс К. Уилсон, Универсальное стремление, 1993>
Взаимный обмен наилучшим образом «работает» в небольших, обособленных группах, в
которых человек, оказавший услугу, часто встречается с теми, кого он выручил. Когда летучая мышь-
вампир остается без пищи в течение суток или двух — а прожить без нее она может не более 60 часов,
— она обращается за помощью к своей сытой соседке, и та отрыгивает ей часть проглоченной еды
(Wilkinson, 1990). Мышь-донор делает это добровольно: при этом она теряет меньше, чем приобретает
мышь-реципиент. Но такое возможно только среди «подруг», живущих по соседству и
обменивающихся взаимными услугами. Те летучие мыши, которые только берут, но ничего никогда не
дают, и те, кто не имеет никаких отношений с мышью-донором, обречены на голодную смерть.
По этой же причине взаимный обмен больше развит на Островах Кука в Южной части Тихого
океана, чем в Нью-Йорке (Barash, 1979, р. 160). Маленькие школы, города, церкви, немногочисленные
рабочие группы, студенческие общежития — все это хорошие «проводники» общинного духа, который
благоприятствует проявлениям взаимной заботы. По сравнению с обитателями небольших городов или
сельских районов жители мегаполисов менее склонны передавать друг другу информацию о
телефонных звонках, отправлять «потерянные» кем-то письма, они также менее охотно беседуют с
теми, кто проводит опросы общественного мнения, помогают заблудившимся детям и менее склонны
оказывать небольшие услуги (Hedge & Yousif, 1992; Steblay, 1987).
Если верно, что в борьбе за существование всегда побеждает генетический индивидуализм,
откуда берется бескорыстный альтруизм в отношении незнакомых людей? Что заставило мать Терезу
делать то, что она делала? Почему солдаты бросаются на неразорвавшиеся гранаты?
Один ответ на этот вопрос (в свое время в его пользу высказывался Дарвин, затем его отвергли
сторонники теории «гена эгоизма», но сейчас он снова котируется) заключается в групповой селекции:
группы альтруистов выживают успешнее, чем группы неальтруистов (Krebs, 1998; Sober & Wilson,
1998). Швейцарские биологи-эволюционисты Клаус Ведекинд и Манфред Милински
продемонстрировали, как группы способны побуждать к альтруизму через косвенный взаимный обмен,
в котором участвует третья сторона (Wedekind & Milinski, 2000). Они придумали игру, в которой
студенты должны были жертвовать деньги человеку, лишенному возможности ответить им тем же. Но
их щедрость могла быть вознаграждена другими
игроками. К концу игры самые щедрые оказывались
самыми богатыми. Побеждали добрые.
Другое объяснение одностороннего альтруизма предложено Дональдом Кэмпбеллом:
человеческое общество выработало этические и религиозные правила, которые играют роль тормозов
для биологической предрасположенности в пользу эгоизма (Campbell, 1975). Такие заповеди, как
«Возлюби ближнего своего», убеждают нас в необходимости сочетать заботу о самих себе с заботой о
группе и вносить свой вклад в ее выживание. Ричард Докинз предложил следующее решение проблемы:
«Давайте попытаемся учить великодушию и альтруизму, потому что мы рождаемся эгоистами. Давайте,
наконец, поймем, на что способны наши гены эгоизма, потому что тогда у нас хотя бы появится шанс
противостоять их намерениям, т. е. сделаем то, на что никогда не замахивался ни один биологический
вид» (Dawkins, 1976, р. 3).
Теории альтруизма: сравнение и оценка
Должно быть, вы уже обратили внимание на то, что между разными теориями альтруизма —
социального обмена, социальных норм и трактовкой, предлагаемой эволюционными психологами, —
Hosted by uCoz