Navigation bar
  Print document Start Previous page
 414 of 569 
Next page End  

родители говорят детям: «Делай так, как я сказал, а не так, как я делаю». Между тем результаты
экспериментов свидетельствуют, что дети формируют свои представления о нравственности не только
на основании слов своих родителей, но и на основании их поступков (Rice & Grusec, 1975; Rushton,
1975). Под влиянием лицемеров дети становятся лицемерами: говорят и делают то, что говорят и
делают те, кому они подражают.
Ситуационные влияния: фактор времени
В притче о добром самаритянине Дарли и Бейтсон разглядели еще один фактор, от которого
зависит оказание помощи (Darley & Batson, 1973). И священник, и левит были занятыми людьми, у
которых было немало обязанностей; вполне возможно, что они просто спешили по делам. Самаритянин,
занимающий менее заметное положение в обществе, конечно же, был более свободным человеком.
Желая проверить, станут ли спешащие по своим делам люди вести себя подобно священнику и левиту,
Дарли и Бейтсон весьма остроумно воспроизвели ситуацию, описанную в известной притче.
<По правде говоря, более половины того, что в нас есть, — результат подражания. Поэтому
самое важное — правильно выбрать образцы и тщательно изучить их.
Лорд Честерфилд,
Письма. 18
января 1750 г.>
Участниками их экспериментов стали студенты Принстонской теологической семинарии.
Исследователи предложили им записать на пленку короткие проповеди, причем для половины
испытуемых темой проповеди должна была стать притча о добром самаритянине. Предоставив
испытуемым время, для того чтобы они могли собраться с мыслями, экспериментаторы направили их в
студию звукозаписи, которая находилась в соседнем здании. По дороге им предстояло пройти мимо
сидевшего возле дверей мужчины, который кашлял и стонал. Почти две трети из тех студентов,
которым перед уходом в студию как бы между прочим говорили: «Им еще нужно несколько минут на
подготовку, но вам лучше прийти заранее», — остановились, чтобы помочь «пострадавшему». Из тех
же, кого провожали в студию такими словами: «О, вы опаздываете! Вас уже заждались. Поторопитесь»,
— только 10% остановились, чтобы предложить помощь.
Размышляя над этими результатами, Дарли и Бейтсон писали:
«Человек, который никуда не торопится, может остановиться и предложить свою помощь тому,
кто в ней нуждается. Спешащий человек, скорее всего, не сделает этого. Парадокс заключается в том,
что он пройдет мимо, даже если торопится читать проповедь,
посвященную притче о добром
самаритянине, чем непреднамеренно подтвердит ее суть. (Это действительно так: в некоторых случаях
студенты-теологи, спешившие на запись своей проповеди о добром самаритянине, буквально
перешагивали через жертву и шли дальше.)»
Может быть, мы несправедливы к семинаристам? В конце концов, они же спешили, чтобы
помочь экспериментатору. Может быть, они прекрасно осознавали такую норму, как Социальная
ответственность, но вынуждены были выбирать между ответственностью перед экспериментатором и
ответственностью перед жертвой? В другом эксперименте, также воспроизводившем ситуацию из
притчи о добром самаритянине, Бейтсон и его помощники направили 40 студентов Университета штата
Канзас, участвующих в исследовании, в соседнее здание (Batson et al., 1978). Половине сказали, что они
опаздывают, половине — что у них достаточно времени. Половине внушили, что их участие жизненно
важно для экспериментатора, другой половине — что оно не очень существенно. Результат: те, кто шел
на встречу, не имевшую принципиального значения, обычно останавливались и помогали. Но те, кто,
подобно Белому Кролику из «Алисы в стране чудес», опаздывал на очень важное свидание,
останавливались редко.
Можно ли сказать, что спешившие люди бессердечны? Можно ли сказать, что семинаристы
заметили попавшего в беду человека и сознательно проигнорировали его? Нет. Спеша по своим делам,
они до конца не осознавали происходящего. У тех, кто торопился и был поглощен мыслью о том, как бы
не опоздать, просто не было времени вникать в ситуацию. Социальные психологи нередко убеждаются:
порой обстоятельства влияют на поведение сильнее, нежели убеждения.
Личностные влияния: чувства
До сих пор мы говорили о внешних факторах, влияющих на принятие решения об оказании
помощи, — о количестве очевидцев, дружбе, спешке и подражании. Однако необходимо учитывать и
внутренние факторы — эмоциональное состояние потенциального помощника или его личностные
Hosted by uCoz