Navigation bar
  Print document Start Previous page
 421 of 569 
Next page End  

еженедельно (Wuthnow, 1994).
Более того, очевидно, что на большинство посетителей церквей или синагог шутка Сэма
Левенсона «Когда дело доходит до того, чтобы открыть бумажник, у некоторых опускаются руки» явно
не распространяется. Американцы, которые
никогда не посещают храмов, жертвуют на
благотворительность 1,1% своего дохода (Hodgkinson et al., 1990). Посещающие храмы еженедельно
жертвуют в 2,5 раза больше. 48% всех пожертвований — заслуга 24% населения, вторая половина
приходится на долю всех остальных. Результаты опросов, проведенных Институтом Гэллапа в 1990 и в
1992 гг., подтверждают неизменность этой картины (Hodgkinson & Weitzman, 1990, 1992).
Можно ли сказать, что религиозность влияет не только на участие в оказании плановой помощи,
но и на участие в других социально значимых мероприятиях? Роберт Путнэм проанализировал данные
об организациях 22 типов, полученные в результате общенационального опроса, в том числе о клубах
по интересам, о профессиональных ассоциациях, о группах самопомощи и о клубах «На службе
общества» (Putnam, 2000). [Service club — общественная организация, в члены которой принимаются
главным образом мужчины; имеет местные отделения и провозглашает своей целью «службу обществу»
(подразумевая чаще всего местную общину). —
Примеч. перев.]
Вывод, к которому он пришел,
заключается в следующем: «Именно принадлежность к религиозным группам наиболее тесно
коррелирует с такими формами гражданской активности, как участие в выборах, работа в жюри
присяжных, участие в проектах, реализуемых по месту жительства, контакты с соседями и
благотворительность» (Putnam, 2000, р. 67).
Резюме
Известно несколько ситуационных факторов, благоприятствующих или препятствующих
проявлению альтруизма. В любой критической ситуации по мере увеличения числа очевидцев
уменьшается вероятность того, что каждый из них в отдельности: 1) обратит внимание на инцидент, 2)
сможет интерпретировать его как несчастный случай и 3) возьмет на себя ответственность за
адекватные действия.
При каких обстоятельствах люди более всего склонны к помощи? 1) После того как увидят, что
кто-то другой уже помогает; 2) если располагают свободным временем. Имеют значение и такие
личностные факторы, как настроение. Люди, совершившие неблаговидные поступки и испытывающие
чувство вины, более склонны к помощи; понятно, что тем самым они хотят успокоить свою совесть или
вернуть утраченное самоуважение. Люди, пребывающие в печальном настроении, тоже готовы прийти
на помощь. Но поскольку это правило — «плохое настроение — добрые дела» — не распространяется
на маленьких детей, можно предположить, что способность получать удовольствие от помощи другим
есть результат социализации, происходящей в более зрелом возрасте. И последнее: поразительно, но
факт: хорошее настроение тоже побуждает людей к свершению добрых дел. Счастливые люди — это
одновременно и люди, помогающие другим.
В отличие от ситуационных факторов и настроения личностные качества не являются
детерминантами альтруизма: данные, полученные при проведении личностного тестирования, имеют
слабые прогностические возможности при определении склонности к альтруизму. Однако результаты
последних исследований свидетельствуют о том, что одни люди регулярно демонстрируют большую
отзывчивость, чем другие, и что влияние гендера или личностных качеств может зависеть от ситуации.
Религиозность прогнозирует долгосрочный альтруизм, который проявляется в безвозмездном участии в
различных социальных мероприятиях и программах и в финансовых пожертвованиях.
Кому мы помогаем?
К кому мы в первую очередь спешим на помощь? Имеет ли значение пол попавшего в беду
человека? Его расовая принадлежность? Или, может, наша помощь зависит от того, что именно
случилось?
Говоря о норме социальной ответственности, мы отмечали, что существует тенденция помогать
тем, кто более всего нуждается в поддержке и заслуживает ее. Вспомните, что в экспериментах,
проводившихся в вагонах подземки, пассажиры быстрее помогали «жертвам», которые держали в руках
не бутылки со спиртным, а трости. Покупатели бакалейных магазинов с большей готовностью
разменяют деньги женщине, которая хочет купить молоко, а не той, которая покупает тесто для печенья
Hosted by uCoz