Navigation bar
  Print document Start Previous page
 428 of 569 
Next page End  

оправданий для совершения того или иного поступка более чем достаточно, человек может приписать
его внешним, а не внутренним мотивам (глава 4). А это значит, что, вознаграждая людей за то, что они
сделали бы и без всякого вознаграждения, мы подрываем их внутреннюю мотивацию. Этот принцип
можно сформулировать и в утвердительной форме: отказавшись, по возможности, от вознаграждений и
угроз и предоставляя людям возможность находить внутренние мотивы для совершения добрых дел,
можно добиться того, что они начнут совершать их по собственной инициативе и будут получать от
этого удовольствие.
Дэниел Бейтсон и его коллеги «заставили работать» эффект сверхоправдания (Batson, 1978;
1979). Проведя несколько экспериментов, они выяснили, что студенты Университета штата Канзас в
большей мере ощущали себя альтруистами, если соглашались помочь кому-либо без денег и без всякого
социального давления. Когда помощь оказывалась под давлением или за деньги, это чувство было
выражено значительно слабее.
В другом эксперименте исследователи ставили испытуемых в такие условия, что они оказывали
помощь либо потому, что вынуждены были подчиниться («Похоже, у нас нет другого выхода») (первая
группа), либо из сострадания («Парню действительно нужна помощь») (вторая группа). Позднее, когда
им было предложено поработать волонтерами в местном бюро обслуживания, в первой группе нашлось
только 25% желающих, а во второй — 60%. Мораль? Когда люди спрашивают себя: «Почему я
помогаю?», — самое лучшее, если у них есть возможность ответить: «Потому, что помощь нужна, а я
— заботливый, неэгоистичный и склонный к помощи человек».
Возможно, вы помните, что вознаграждения, если они являются обязательным условием,
подрывают внутреннюю мотивацию. Однако как неожиданные «подношения» они могут привести к
тому, что человек почувствует себя нужным и компетентным. Когда Джо говорят: «Если ты
перестанешь трусить и сдашь кровь, мы получим приз клуба за самое большое число доноров», — он
вряд ли объяснит свое согласие альтруизмом. Если Джоселин слышит в свой адрес такие слова: «Какая
ты молодец, что нашла время пойти и сдать кровь, несмотря на всю свою занятость», — весьма
вероятно, что она почувствует себя настоящей альтруисткой и в следующий раз тоже согласится стать
донором (Piliavin et al., 1982; Thomas & Batson, 1981; Thomas et al., 1981).
Чтобы больше людей приходили на помощь в ситуациях, в которых большинство не помогают,
небесполезно сначала настроить их на позитивный лад, что может привести их к выводу о собственной
готовности помочь. Делия Сиоффи и Рэнди Гарнер обратили внимание на то, что на приглашения
организаторов сдачи крови в кампусе, разосланные по электронной почте за неделю до сдачи,
откликнулись лишь 5% студентов (Cioffi & Garner, 1998). Исследователи попросили других студентов
ответить на обращение «да», если они думали, что, возможно, станут донорами. Из тех, к кому они
обратились с этой просьбой, 29% ответили положительно, и общее количество доноров возросло до 8%.
К третьей группе они обратились с просьбой ответить «нет», если они не планируют становиться
донорами. Оказалось, что 71% опрошенных не исключают для себя возможности стать донором
(«твердо сказали «нет» только 29% опрошенных). Представьте себя на месте члена третьей группы.
Могли бы вы решить не говорить «нет», потому что, в конце концов, вы — неравнодушный человек, а
значит, есть шанс, что вы станете донором? И может ли эта мысль сделать вас более восприимчивым к
воздействию тех плакатов и листовок, которые в течение последующей недели будут попадаться вам на
глаза? Конечно. Именно это и произошло, потому что донорами стали 12% студентов из этой группы —
в 2 раза больше, чем бывает обычно.
Примерно то же самое происходило и тогда, когда Дариуш Долински на улицах польского
города Вроцлава спрашивал прохожих, как ему добраться до несуществующей «улицы Зубрицкого» или
протягивал записку с неразборчиво написанным адресом (Dolinsky, 2000). Все безуспешно пытались
помочь ему. Примерно две трети из тех, к кому обращался Долински, соглашались присмотреть за
тяжелыми сумками или велосипедом человека, который обращался к ним с этой просьбой практически
сразу же после этого (в числе тех, кому не была предоставлена
возможность попытаться оказать
помощь, согласившихся было в 2 раза меньше). Что касается более масштабных акций, то доказано, что
«обучение оказанию помощи» и волонтерские программы, включенные в школьные учебные планы, в
последующем благотворно сказываются на участии выпускников в общественной жизни, на их
социальной ответственности, умении сотрудничать и становиться лидерами (Anderson, 1998; Putnam,
2000). Поведение формирует установки. А это значит: оказание помощи способствует тому, что
индивид начинает воспринимать себя как заботливого и склонного к помощи человека, что, в свою
очередь, благоприятствует совершению новых альтруистических поступков.
Hosted by uCoz