Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 569 
Next page End  

Знания об альтруизме
Исследователи нашли еще один способ обучения альтруизму — способ, который позволяет нам
завершить эту главу на оптимистической ноте. Некоторые социальные психологи обеспокоены тем, что
поведение людей может измениться по мере распространения психологических знаний, а это значит,
что результаты психологических исследований утратят свою валидность (Gergen, 1982). Могут ли
знания о тех факторах, которые препятствуют альтруизму, уменьшить влияние этих факторов? Иногда
подобное «просвещение» перестает быть одной из наших проблем и становится одной из наших целей.
Проблема крупным планом. Поведение и установки тех, кто спасал евреев
Добро, как и зло, нередко творится постепенно. «Праведные неиудеи», спасавшие евреев,
нередко начинали с малого — прятали кого-либо в течение суток или двух. Сделав это, они уже
начинали смотреть на себя по-другому: как на людей, которые помогают. Затем они все более и более
вовлекались в процесс оказания помощи. Получив контроль над конфискованной у еврея фабрикой,
Оскар Шиндлер начал с маленьких одолжений своим рабочим-евреям, благодаря которым он получал
весьма приличную прибыль. Постепенно, чтобы защитить их, он стал рисковать все больше и больше.
Он получил разрешение на строительство дома для рабочих возле фабрики. Он спасал людей,
разлученных со своими семьями, и соединял любящих. В конце концов, незадолго до окончания войны,
он спас около 1200 евреев: в своем родном городе он инсценировал создание фабрики, которую нужно
было укомплектовать «квалифицированными рабочими».
{Мюнхен, 1948 г. Оскар Шиндлер в компании евреев, спасенных им во время Второй мировой
войны. (Источник: Rappoport & Kren, 1993)}
Другие, как Рауль Валленберг, начали с выполнения чьей-то личной просьбы о помощи, а
закончили тем, что систематически рисковали собственной жизнью. Став послом Швеции в Венгрии,
Валленберг спас от отправки в Освенцим десятки тысяч евреев. Одним из тех, кого Валленберг снабдил
фальшивыми документами, был шестилетний Эрвин Стауб, ныне — профессор психологии
Университета штата Массачусетс, посвятивший всю жизнь поиску ответа на вопрос, который был
подсказан ему его личным опытом: почему одни творят зло, другие молча взирают на злодеяния, а
третьи помогают жертвам?
---
Результаты экспериментов, проведенных Артуром Биманом и его коллегами при участии
студентов Университета штата Монтана, свидетельствуют: люди, понявшие, почему присутствие
других очевидцев препятствует оказанию помощи тому, кто в ней нуждается, проявляют большую
готовность помочь в присутствии группы (Beaman et al., 1978). Исследователи прочитали одной группе
студентов лекцию, в которой рассказали, как бездействие очевидцев может повлиять на интерпретацию
чрезвычайной ситуации человеком и на его чувство ответственности. Вторая группа студентов либо
слушала лекцию на другую тему, либо вообще не слушала никаких лекций. Спустя 2 недели
испытуемые вместе с человеком, никак не проявлявшим своего отношения к окружающему (это был
помощник экспериментатора), в совершенно другом месте (что было представлено как часть другого
эксперимента) проходили либо мимо мужчины, который внезапно падал прямо у них на глазах, либо
мимо мужчины, лежащего в неудобной позе под велосипедом. Лишь четверть из тех, кто не слышал
«вспомогательной» лекции, бросились на помощь; среди «просвещенных» испытуемых помощников
оказалось в 2 раза больше.
Возможно, вы и сами изменились, пока читали эту главу. Теперь, когда вы знаете, от чего
зависят реакции людей, останутся ли неизменными ваши установки и поведение?
Резюме
Результаты исследований подсказывают нам два способа превращения альтруизма в более
распространенное явление. Во-первых, можно устранить те факторы, которые препятствуют оказанию
помощи. Мы можем предпринять определенные шаги для того, чтобы либо сделать кризисные ситуации
более определенными, либо для того, чтобы повысить чувство ответственности свидетелей этих
ситуаций. Мы даже можем использовать такие приемы, как замечания или предъявление явно
завышенных требований, которые неминуемо вызовут решительный отказ; и то и другое вызывает у
человека чувство вины или желание восстановить свою пошатнувшуюся репутацию. Во-вторых, мы
Hosted by uCoz