Navigation bar
  Print document Start Previous page
 430 of 569 
Next page End  

можем научить альтруизму. Результаты изучения роли примеров просоциальных поступков на
телеэкране свидетельствуют об их огромных возможностях как средства научения позитивному
поведению. Дети, которые видят примеры такого поведения, склонны к оказанию помощи.
Если мы хотим добиться от людей альтруистических поступков, не следует забывать и об
эффекте сверхоправдания: принуждение к совершению добрых дел нередко приводит к подрыву
внутренней мотивации. Предоставляя людям возможность самим найти внутреннее оправдание для
совершения альтруистического поступка (не предлагая вознаграждения за согласие и не грозя
наказанием за отказ), мы создаем условия для того, чтобы они приписали свое поведение собственным
альтруистическим мотивам и впредь оказывали помощь более охотно. Приобретая знания об
альтруизме, т. е. занимаясь тем, чем только что занимались вы сами, можно научиться воспринимать
нужды других людей и реагировать на них.
Постскриптум автора
Внедрение социальной психологии в жизнь
Те из нас, кто изучает, преподает социальную психологию или пишет о ней, делают это потому,
что считают свой труд значимым. Мы изучаем и описываем явления, важные для жизни людей. А это
значит, что изучение социальной психологии может развить наше мышление и подготовить нас к более
сознательной жизни и к более осознанным и дружественным поступкам. Во всяком случае, мы имеем в
виду именно это.
Поэтому понятно, какое удовлетворение мы получаем, когда наши нынешние или бывшие
ученики подтверждают обоснованность наших ожиданий и рассказывают о том, как они используют
социальную психологию в своей жизни. Незадолго перед тем, как я сел писать эти строки, меня
навестила моя бывшая ученица, ныне живущая в Вашингтоне, округ Колумбия. Она рассказала, как
недавно, идя в толпе прохожих, увидела лежавшего на тротуаре мужчину. Он был без сознания. «Я
сразу же вспомнила наши занятия по социальной психологии и почему люди не помогают в подобных
ситуациях. И подумала: “Если я сейчас пройду мимо, кто же поможет ему?”» Позвонив в службу
спасения, она осталась ждать ее приезда вместе с другими прохожими, которые теперь присоединились
к ней.
В Вене, возле станции метро, другой мой ученик оказался свидетелем драки — пьяный избивал
бездомного — и прошел мимо вместе с толпой. «Но в конце концов до меня дошло, что я не зря изучал
социальную психологию. Вернувшись, я оттащил пьяного. Внезапно он рассвирепел и гонялся за мной
по всей станции, пока не приехала полиция. Полицейские арестовали его и вызвали “скорую” для
пострадавшего. Я был невероятно возбужден и очень гордился собой. Но самое “клевое” во всем этом
то, что стоит только взглянуть на наше собственное поведение глазами социального психолога, как
сразу же появляется возможность преодолеть власть ситуации и изменить наши прогнозируемые
действия».
Глава 13. Конфликт и примирение
На разных языках от лидеров разных стран мы неоднократно слышали примерно следующее:
«Мы хотим жить в мире со всеми народами. Но мы отдаем себе отчет в том, что есть страны, которые
обладают новым оружием и от которых исходит угроза, в том числе и в наш адрес. А это значит, что мы
должны быть готовы к отражению возможных нападений во имя защиты нашего образа жизни и мира
во всем мире» (Richardson, 1960). Почти все государства клянутся в том, что стремятся к миру, но, не
доверяя другим, вооружаются исключительно в целях
самообороны. Результат: мы живем в мире,
который ежедневно тратит на содержание армий и на вооружение $2 миллиарда, в то время как сотни
миллионов людей умирают вследствие недоедания и отсутствия медицинской помощи (Sivard, 1996).
Элементы конфликта такого рода (очевидная несовместимость действий или целей) аналогичны
на всех уровнях — от стран, участвующих в гонке вооружений, до войны сербов с мусульманами, от
корпоративных управленцев и рабочих, обсуждающих проблемы заработной платы, до враждующих
между собой супругов. Независимо от того, верно или неверно конфликтующие стороны воспринимают
ситуацию, они считают выигрыш одной стороны проигрышем другой. «Мы хотим мира и
безопасности» — «Мы хотим того же, но вы нам угрожаете». «Мы хотим более высоких зарплат» —
Hosted by uCoz