Navigation bar
  Print document Start Previous page
 448 of 569 
Next page End  

Улучшает ли десегрегация расовые установки?
Школьная десегрегация принесла вполне реальную, поддающуюся измерению пользу, в
частности, в колледжах увеличилось число чернокожих студентов и выпускников (Stephan, 1988).
Привела ли десегрегация в таких сферах, как образование, проживание и работа, также к
благоприятным социальным результатам? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя.
С одной стороны, результаты многих исследований, проведенных вскоре после того, как по
окончании Второй мировой войны началась десегрегация, позволяют говорить о существенном
улучшении отношения белых американцев к афроамериканцам. Межрасовые контакты способствовали
уменьшению предрассудков; сказанное в одинаковой мере относится к служащим и посетителям
супермаркетов, к морякам торгового флота, к чиновникам правительственных учреждений, к офицерам
полиции, к людям, живущим по соседству, и к студентам (Amir, 1969; Pettigrew, 1969). Так, незадолго
до окончания Второй мировой войны в армии были частично десегрегированы несколько стрелковых
рот (Stouffer et al., 1949). Когда был проведен опрос, оказалось, что в тех ротах, которых не коснулась
десегрегация, ее одобряют 11% белых солдат, а в тех, где она была проведена частично, — 60%.
Аналогичные результаты были получены Мортоном Дойчем и Мэри Коллинз, которым, словно
по специальному заказу, представилась прекрасная возможность провести полевое исследование
(Deutsch & Collins, 1951). В соответствии с законом, принятом в штате Нью-Йорк, город Нью-Йорк
десегрегировал муниципальное жилье, и представители разных рас начали селиться в одних и тех же
домах. На другом берегу Гудзона, в Нью-Арке, белые и чернокожие граждане получали муниципальные
квартиры в разных домах. После проведения опроса оказалось, что белые женщины, жившие по
соседству с афроамериканцами, значительно более активно поддерживали десегрегацию и отмечали,
что их отношение к чернокожим улучшилось. Гипертрофированные стереотипы не выдержали
столкновения с реальностью. Одна из респонденток сказала: «Мне это даже нравится. Я поняла, что они
такие же люди, как мы».
Результаты научных исследований, подобные этим, повлияли и на решение о десегрегации школ,
принятое Верховным судом США в 1954 г., и на движение
за гражданские права, развернувшееся в
1960-е гг. (Pettigrew, 1986). Что же касается результатов изучения школьной десегрегации, то они
оказались менее оптимистическими. Изучив все доступные публикации, Уолтер Стивен пришел к
выводу: десегрегация не оказала существенного влияния на расовые установки (Stephan, 1986). Что
касается афроамериканцев, то для них наиболее ощутимым следствием десегрегации среднего
образования явилось увеличение шансов на обучение в десегрегированных (или предназначенных
преимущественно для белых) колледжах, на проживание в десегрегированных домах и микрорайонах и
на работу в десегрегированных организациях.
Многие программы обмена студентами тоже оказались не очень результативными в том, что
касается позитивного влияния на отношение студентов к принимающим странам. Например, когда
энергичные американские студенты обучаются во Франции и живут вместе с другими американцами, их
стереотипы в отношении Франции остаются практически неизменными (Stroebe et al., 1988). То же
самое можно сказать и о ненависти руандийских хуту к их соседям, тутси, которая не уменьшилась,
несмотря на контакт между этими племенами, и о сексизме многих мужчин, живущих в постоянном
контакте с женщинами. Возможно, люди способны с большей легкостью демонстрировать
презрительное отношение к гомосексуалистам или иммигрантам, которых видят впервые в жизни, но
они могут относиться с пренебрежением и к тем, кого регулярно встречают.
Так что в некоторых случаях десегрегация способствует изживанию предрассудков, а в
некоторых — нет. Это несовпадение результатов разожгло «детективный азарт» исследователей. В чем
причина? До сих пор мы рассматривали все случаи десегрегации вместе. В реальной же жизни
десегрегация реализуется разными способами и в разных условиях, сильно отличающихся друг от
друга.
В каких случаях десегрегация улучшает расовые установки?
Может ли количество межрасовых контактов быть одним из факторов? Судя по всему, — да.
Чтобы понять, с кем дети данной расы обедают, бездельничают и разговаривают, исследователи
посетили десятки десегрегированных школ. Контакты зависят от расовой принадлежности. Белые
преимущественно общаются с белыми, чернокожие — с чернокожими (Schofield, 1982; 1986).
Hosted by uCoz