Navigation bar
  Print document Start Previous page
 456 of 569 
Next page End  

лишь способствовало большей сплоченности команды.
Индивидуализируйте нового члена группы. Обращайтесь с ним как с личностью, в данном
случае — как с Джекки Робинсоном, а не как с «чернокожим бейсболистом», Чтобы представить
Робинсона публике как всесторонне развитую и сложившуюся личность, Рикки воспользовался
помощью своих друзей из масс-медиа.
Позднее Робинсон и Боб Феллер стали первыми в истории бейсбола игроками, которые
удостоились чести попасть в «Зал Славы» в первый же год, когда они были номинированы на эту
почетную награду. Принимая ее, Робинсон попросил выйти на сцену и встать.
---
Спустя почти столетие то, к чему стремился Дюбуа, нашло свое отражение в интервью, которое
кандидат в президенты Джесси Джексон дал Марвину Калбу (Meet the Press, 1984).
«Калб:
Кто вы? Чернокожий, который, раз уж он родился в Америке, хочет побороться за
президентское кресло, или американец, который хочет доказать, что и чернокожий может попытать
счастья в президентской гонке?
Джексон: Я одновременно и американец, и чернокожий. И то, и другое...
Калб:
Возможно, я нечетко сформулировал вопрос. Мне хотелось бы понять, каковы ваши
приоритеты? В глубине души кем вы себя считаете? Чернокожим, родившимся в Америке, или
американцем с черной кожей?
Джексон: Я родился в Америке с черной кожей, а не американцем в той стране, где живут
чернокожие! Вы задаете забавный вопрос. Прямо настоящая Ловушка-22. Мои интересы — это
интересы моей страны.»
Ответ Джексона отражает то, что специалист по проблеме идентификации Джин Финни называет
«бикультурной идентификацией», т. е. идентификацией и с культурой собственного этноса, и с
культурой той страны, в которой он живет (Phinney, 1990). Осознающие свою этническую
принадлежность выходцы из Азии, которые живут в Великобритании, могут ощущать себя истинными
британцами, а могут и не ощущать себя таковыми (Hutnik, 1985). Точно так же и граждане Канады
французского происхождения, идентифицирующие себя со своими этническими корнями, могут
чувствовать себя настоящими канадцами, а могут и не чувствовать (Driedger, 1975). Граждане США
испанского происхождения, остро ощущающие свою связь с предками, жившими на Кубе, в Мексике
или в Пуэрто-Рико, могут либо чувствовать себя стопроцентными американцами, либо нет (Roger et al.,
1991).
Со временем идентификация с новой культурой становится более сильной. Второе поколение
китайских иммигрантов, живущее в Австралии или в США, ощущает свою китайскую идентификацию
несколько менее остро, а свою новую идентификацию несколько более остро, чем первое поколение,
родившееся в Китае (Rosenthal & Feldman, 1992). Однако нередко бывает так, что третье поколение
иммигрантов, внуки первопроходцев, ощущают большую связь со своим этносом, нежели их родители
(Triandis, 1994).
Исследователей вопрос о том, конкурирует ли чувство гордости за свой этнос с идентификацией
со страной проживания, интересует ничуть не меньше, чем Марвина Калба. Как уже отмечалось в главе
9, мы оцениваем себя частично с позиций той группы, к которой принадлежим. Если мы считаем свою
собственную группу (свою школу, своего работодателя, свою семью, свою расу или свою нацию)
хорошими, это помогает нам быть довольными и собой. Следовательно, позитивная этническая
идентификация вносит свой вклад в позитивную самооценку. То же самое можно сказать и позитивной
социальной идентификации тех, кто ассимилировался в стране проживания и «вписался» в ее
культурный контекст. Маргиналам, не имеющим ни этнической, ни культурной идентификации,
нередко присуща низкая самооценка (табл. 13.3).
Таблица 13.3. Этническая и культурная идентификация
Идентификация с этнической группой
Идентификация с
большинством
Сильная
Слабая
Сильная
Бикультурная
Ассимиляция
Слабая
Изоляция
Маргиналы
Люди с бикультурной идентификацией, т. е. идентифицирующие себя как со своей этнической
группой, так и со страной в целом, как правило, имеют высокую позитивную самооценку (Phinney,
Hosted by uCoz