Navigation bar
  Print document Start Previous page
 489 of 569 
Next page End  

Вот что написал один из участников эксперимента: «Никогда прежде я не встречал так много девушек,
с которыми было бы приятно поговорить. После нескольких бесед я почувствовал себя настолько
уверенным, что от моей былой нервозности не осталось и следа». Это признание подтверждается
результатами разных тестов. У тех, кто участвовал в беседах, повторное тестирование спустя неделю и
полгода выявило значительно меньшую — по сравнению с теми, кто входил в контрольную группу, —
нервозность, связанную с женщинами. Если их оставляли наедине с привлекательной незнакомкой, они
в большинстве случаев вступали с ней в разговор. А за стенами лабораторий стали чаще назначать
свидания.
Хеммерли и Монтгомери подчеркивают, что все это не только произошло без вмешательства
психотерапевтов, но, вполне возможно, и благодаря этому. Поскольку мужчины добились успеха сами,
у них появилась возможность воспринимать себя как социально компетентных людей. Впрочем, 7
месяцев спустя, когда исследователи провели повторный опрос своих бывших испытуемых, мужчины
добились уже такого социального успеха, что приписывали этот успех своим внутренним качествам.
«Ничто не объясняет успех лучше, чем сам успех, если отсутствуют внешние факторы, которым клиент
мог бы приписать его», — к такому выводу пришел Хеммерли (Haemmerlie, 1987).
Терапия, направленная на изменение стиля объяснения
Порочный круг, мешающий человеку выйти из депрессии, избавиться от одиночества и
застенчивости, можно разорвать разными способами: тренингом социальных навыков, приобретением
позитивного опыта, улучшающего представление о самом себе, и с помощью терапии, изменяющей
негативные мыслительные паттерны. У некоторых людей вполне достаточно социальных навыков,
однако общение со слишком склонными к критике родственниками и друзьями убедило их в том, что
это не так. В таких случаях вполне достаточно одного
— помочь им избавиться от негативных
представлений о самих себе и своем будущем и направить их мысли в иное, позитивное русло. Одним
из когнитивных терапевтических методов, перед которыми стоят именно такие цели, является
предложенная социальными психологами терапия, направленная на изменение стиля объяснения
(Abramson, 1988; Gillham et al., 2001a, b; Greenberg et al., 1992).
По одной из таких программ студентов колледжа, переживающих депрессию, обучали тому, как
изменить свойственные им атрибуции. Мэри Энн Лейден (Layden, 1982) первой объяснила
преимущества сближения атрибуций людей в состоянии депрессии с атрибуциями тех, кто ее не
испытывает (за счет приписывания успеха самому себе и понимания того, как внешние обстоятельства
могут помешать его достижению). После того как ее подопечные студенты выполнили ряд различных
заданий, она помогала им понять, каким образом они обычно интерпретируют свои успехи и неудачи.
Затем начинался сам терапевтический этап: Лейден инструктировала каждого студента, как следует
вести дневник, ежедневно отмечая в нем свои успехи и неудачи и обращая особое внимание на
собственный вклад в успех, а также на внешние причины неудач. Спустя месяц после начала этой
«перековки атрибуций» студенты были протестированы повторно. Оказалось, что их самооценка
возросла, а стиль объяснения стал более позитивным (по сравнению с контрольной группой, не
проходившей лечения). И чем совершеннее становился их стиль объяснения, тем лучше становилось их
настроение. Изменение атрибуции привело к изменению эмоций.
Внутренняя атрибуция успеха как способ сохранения изменений
Два рассмотренных выше принципа — изменение поведения вызывает внутренние изменения и
изменение самовосприятия и стиля объяснения помогает разорвать порочный круг — логически
объединяются в один, более общий: достигнутое усовершенствование наиболее стабильно тогда, когда
человек может приписать его не пройденному курсу лечения, а факторам, которые он сам в состоянии
контролировать.
Наиболее заметные и быстрые изменения поведения, как правило, достигаются методами,
основанными на принуждении (Brehm & Smith, 1986). Сделав так, что нежелательные поступки дорого
обходятся пациенту и ставят его в неловкое положение, а желательные — весьма щедро
вознаграждаются, психотерапевт может быстро добиться весьма существенных перемен к лучшему.
Беда, однако, в том, что изменения поведения, которые достигаются принуждением, недолговечны, как
учит нас тридцатилетняя история психологических исследований.
Чтобы понять, почему, обратимся к примеру с Мартой, которая озабочена своей склонностью к
Hosted by uCoz