Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 569 
Next page End  

Большинство людей считают себя умнее своих коллег, привлекательнее их и значительно
менее склонными к предрассудкам (Public Opinion, 1984; Wylie, 1979). По данным опроса, проведенного
Институтом Гэллапа в 1997 г., только 14% белых американцев «оценили» свою предубежденность
против чернокожих американцев в 5 баллов или выше (по шкале от 0 до 10). Одновременно оказалось,
что эта предубежденность, по их мнению, присуща 44% других белых американцев, и они «оценили» ее
в 5 баллов и выше.
Большинство взрослых считают, что помогают своим престарелым родителям больше, чем
братья и сестры (Lerner et al., 1991).
Жители Лос-Анджелеса считают себя более здоровыми, чем большинство их соседей, а
большинство студентов колледжей убеждены в том, что проживут лет на 10 больше, чем прогнозирует
официальная статистика смертности (Larwood, 1978; С. R. Snyder, 1978).
Складывается такое впечатление, что любое человеческое сообщество похоже на обитателей
придуманного Гаррисоном Кейллором Лейк Уобегон, в котором «все женщины сильны, все мужчины
красивы, а подрастающее поколение обладает способностями выше среднего». Возможно, одно из
объяснений подобного оптимизма заключается в том, что хотя 12% людей чувствуют себя старше
своего возраста, значительно больше тех, кто чувствует себя моложе своего возраста, — 66% (Public
Opinion, 1984). Как тут не вспомнить шутку Фрейда про мужа, который говорит жене: «Когда один из
нас умрет, я, наверное, перееду в Париж».
<Единственное, что объединяет всех нас независимо от возраста, пола, религиозных убеждений,
экономического статуса или этнической принадлежности, — это спрятанная глубоко в душе вера в то,
что по уровню мастерства мы превосходим средних водителей. Дэйв Барри,
Дэйв Барри перешагнул
пятидесятилетие, 1998>
Субъективные параметры поведения (например, «дисциплинированный») провоцируют большее
предрасположение в пользу своего Я, нежели объективные параметры (например, «пунктуальный»).
Студенты более склонны переоценивать свои добродетели, нежели свой интеллект (Allison et al.,
1989;
Van Lange, 1991). Подавляющее большинство жителей округа уверены, что они лично более других
озабочены сохранением окружающей среды, голодающими и прочими социальными проблемами,
однако они при этом не считают, что делают больше других (например, тратят на это больше времени
или денег) (White & Plous, 1995). Образование не спасает от предрасположения в пользу своего Я;
подчас его демонстрируют даже социальные психологи, считающие себя более нравственными, чем
большинство их коллег (Van Lange et al., 1997).
(— Когда я представляю себе, как будет искажена моя биография, написанная тобой после моей
смерти, меня охватывает ужас!)
Многие люди считают, что превосходят средний уровень
Субъективные качества «развязывают нам руки», когда мы создаем собственные определения
успеха (Dunning et al., 1989; 1991). Оценивая свои «спортивные способности», я думаю о том, как играю
в баскетбол, а не о тех кошмарных неделях, когда я, игрок Малой Лиги, прятался на правом поле.
Оценивая свои «лидерские способности», я вспоминаю какого-нибудь прославленного лидера, чей
стиль похож на мой собственный. Вкладывая свой собственный смысл в неоднозначно трактуемые
критерии, каждый из нас может счесть себя относительно успешным. Когда приемная комиссия одного
колледжа провела опрос 829 000 старшеклассников средней школы относительно их способности
«ладить с другими» (субъективное, желаемое качество), то их самооценки распределились следующим
образом: никто не оценил себя ниже среднего уровня, 60% отнесли себя к 10% «наиболее способных», а
25% — к 1% самых лучших. Мы также поддерживаем собственное мнение о себе, признавая важным то,
что у нас хорошо получается. Студенты, успешно освоившие в течение семестра основы компьютерной
грамотности, считают, что в современном мире этот навык необходим. Те же, чьи достижения в этой
Hosted by uCoz