Navigation bar
  Print document Start Previous page
 533 of 569 
Next page End  

превысили потенциальную емкость экологической системы Земли, как утверждают эксперты
Королевского общества, Национальной академии наук США и ООН, то по мере усиления парникового
эффекта и ужесточения конкуренции за ресурсы общественное мнение и взгляды политиков в конце
концов изменятся. Можно ли надеяться на то, что в обозримом будущем изменится и общественное
сознание, что на смену индивидуализму и материализму конца XX в. в начале XXI в. придут более
коллективистские по свей сути нравственные ценности?
Проблема крупным планом. Во что обходится эксплуатация личного автомобиля?
В августе 2000 г. автор письма, направленного в Scotsman из одной европейской страны, в
которой покупатели платят более 30 фунтов (около 45 американских долларов) за то, чтобы залить в бак
10 галлонов бензина (большую часть этой суммы составляет налог), приветствовал введение налога и
политики стимулирования как средства снижения потребления бензина:
«Несмотря на то что мне приходится ежегодно “наматывать” 12 000 миль (это средний пробег
автомобиля по стране), чтобы заработать 18 000 фунтов в год (это меньше, чем средний доход по
стране), я приветствую повышение расходов на эксплуатацию личного автомобиля. Во-первых, весьма
вероятно, что чем меньше налог на бензин, тем больше налоги на другие товары, так что любая
экономия не более чем иллюзия.
Налоги на бензин легко взимать, они пропорциональны потреблению, и махинации с ними
практически исключены.
Только совершенно не информированные водители до сих пор не представляют себе, какую роль
в глобальном потеплении играют выхлопные газы. И только самых эгоистичных из них не волнует его
собственный вклад в такие природные явления, свидетельствующие об экологическом неблагополучии,
как аномально холодные или аномально жаркие сезоны и повышение уровня моря.
Если люди предпочитают жить далеко от работы, ездить быстро, иметь ненасытные автомобили,
пренебрегать соседними магазинами или способствовать упадку общественного транспорта, они
должны за это платить».
Тим Флинн, Сент-Эндрюс
---
Быстрое изменение установок, вызванное в 1960-х и 1970-х гг. движением за гражданские права
и за права женщин, свидетельствует о том, что общественное сознание действительно способно
изменяться в такие сжатые сроки, которые в масштабах истории — не более чем мгновения (см. главу
9). В период с 1960 по начало 1990-х гг. социальный «ландшафт» США изменился до неузнаваемости:
число разводов удвоилось, число самоубийств среди подростков утроилось, количество преступлений,
совершаемых подростками, увеличилось в 4 раза, в 5 раз увеличилось количество заключенных и в 6 раз
— количество внебрачных детей. Жизнь американцев после 1960 г. отмечена также усиливающимся
индивидуализмом и стремительным падением интереса к участию в общественной жизни. Роберт
Путнэм, автор книги «Боулинг в одиночку» (Bowling Alone),
считает, что по сравнению с 1960 г.
сегодняшние американцы молодого и среднего возраста не только чаще в одиночку занимаются
боулингом, но и реже голосуют, ходят в гости, развлекаются, ездят вместе с коллегами на работу и с
работы на одной машине, дружат с соседями, работают в качестве волонтеров и занимаются
благотворительностью. Как ответ на эти реалии на стыке веков возникло социально-экологическое
движение в поддержку коллективизма, цель которого — формирование коллективистского сознания
школьников и возращение семье и совместному воспитанию детей обоими родителями их прежнего
статуса. В результате число самоубийц среди подростков, проявлений насилия и жестокости и
нежелательных беременностей стало уменьшаться, а количество волонтеров среди молодых
американцев сейчас возрастает. Перед нами наглядный пример того, что —
культуры способны
изменяться. Так можно ли надеяться, что потребительский ажиотаж в обозримом будущем спадет?
Резюме
Мы живем в хорошее время. Никогда еще люди не были такими здоровыми, не жили так долго и
в таком достатке, не имели столько гражданских прав и не пользовались такими благами технического
прогресса. И тем не менее, утверждают лидеры мировой науки, нам угрожает глобальный кризис. Рост
народонаселения в сочетании с ростом потребления превысил потенциальную емкость экологической
системы Земли. Сейчас в мире в 10 раз больше автомобилей, чем было полвека назад; их выхлопные
Hosted by uCoz