Navigation bar
  Print document Start Previous page
 535 of 569 
Next page End  

Рис. В.2. Материализм побеждает духовность. (По данным Dey, Astin & Korn, 1991, и
ежегодных опросов более 200 000 первокурсников американских колледжей. Общее количество
респондентов — около 7 миллионов)
<Тот, кто сказал, что счастье не купишь за деньги, просто не умеет их тратить. Реклама
автомобиля Lexus>
Как изменились нравственные ценности! В наши дни студенты американских колледжей из 19
целей, которых они хотели бы добиться, на первое место ставят «очень хорошее материальное
положение». Эта цель «опережает» не только поиск смысла жизни, но и такие цели, как «стать
специалистом в избранной области», «помогать окружающим, попавшим в беду» и «создать семью».
В своем стремлении к материальным благам студенты колледжей не одиноки. По мнению
Роберта Франка, когда появилось довольно много обеспеченных людей, началась «лихорадочная погоня
за роскошью». В конце 1990-х гг. расходы на предметы роскоши росли в 4 раза быстрее, чем расходы на
все остальное. Апартаменты для молодоженов в отеле Палм-Бич Four Seasons (суточное пребывание в
них стоит тысячи долларов) и номера в отеле Aspen (суточное пребывание — $5500) бронировались за
многие месяцы до свадеб. За 10 лет количество яхт длиной более 150 метров удвоилось, и часовая
прогулка на многих из них стоила более $10 000. Если раньше автомобили дороже $30 000 (по ценам
1996 г.) составляли лишь 7% от общего количества проданных транспортных средств, то к концу века
оно подскочило до 12%.
Богатство и благополучие
Неужели неограниченное потребление действительно синоним «хорошей жизни»? Гарантирует
ли финансовое благополучие психологический комфорт или хотя бы коррелирует с ним? Стали бы
люди счастливее, если бы они могли переселиться из своих скромных жилищ во дворцы, кататься на
лыжах в Альпах и путешествовать с максимально возможным комфортом? Почувствовали бы они себя
более счастливыми, если бы на них неожиданно свалился большой выигрыш и им предложили на выбор
12-метровую яхту, суперсовременный дом на колесах, одежду от дизайнера, роскошный автомобиль
или домашнюю работницу в полное распоряжение? О чем говорят результаты исследований
социальных психологов? Подтверждают они или опровергают тезис о том, что лихорадочная погоня за
роскошью делает людей счастливее?
Действительно, есть определенная тенденция, согласно которой в богатых странах больше
удовлетворенных жизнью людей (Diener, 2000). Например, большинство швейцарцев и скандинавов
процветают и довольны своим положением. В бедных странах больше людей, не имеющих
гарантированного пропитания и крыши над головой. Более того, когда они сравнивают себя с богатыми,
ощущение собственной бедности становится более острым. Тем не менее в тех странах, в которых
валовой национальный продукт на душу населения превышает $8000, корреляции между национальным
богатством и благополучием нет (рис. В.3).
Hosted by uCoz