Navigation bar
  Print document Start Previous page
 542 of 569 
Next page End  

у нас больше неблагополучных подростков; у нас стало больше психиатров и больше людей,
нуждающихся в их услугах. Станет ли в новом веке чрезмерное потребление, бывшее в конце прошлого
века индикатором социального статуса, еще более уродливым?
Одним из первых, кто обратил внимание на начавшийся спад потребительского ажиотажа, был
Рональд Инглхарт, социолог, проводивший опросы общественного мнения и изучавший состояние
нравственности в разных странах (Inglehart, 1990). И в Европе, и в Северной Америке он заметил
признаки того, что формирующееся новое поколение больше волнуют человеческие отношения,
сохранение природы и смысл жизни, нежели проблемы экономического роста и обороноспособности
страны. Экс-президент Чехии, поэт и прозаик Вацлав Гавел писал: «Чтобы мир изменился к лучшему,
должно измениться человеческое сознание» (Havel, 1990). Людям необходимо проникнуться «более
глубоким чувством ответственности перед миром, иными словами — ответственностью перед чем-то
более значимым, чем наше собственное Я». Специалист по проведению опросов общественного мнения
Джордж Гэллап-младший считает, что желание людей думать не только о себе, но и о «вечном»,
становится все более заметным: «Одной из двух тенденций, доминирующих в современном обществе,
является
[наряду со стремлением к более глубоким и более осмысленным отношениям] — поиск
духовных ценностей» (George Gallup, Jr., 1998). С 1994 по конец 1998 г. количество американцев,
испытывающих потребность «в нравственном совершенствовании», возросло с 58 до 82% (Gallup,
1998). Одним из аспектов современной духовности нередко становится беспокойство о том, как
человечество «управляет» природными ресурсами Земли.
Вклад психологии в устойчивое будущее отчасти будет определяться ее достижениями в
изучении таких феноменов, как убеждение, адаптация и социальное сравнение. Результаты
исследований, проведенных Маршаллом Дермером и его коллегами, позволяют говорить, что любой
опыт, понижающий «планку» наших стандартов сравнения, способен «охладить потребительский пыл»
(Dermer et al., 1979). В одном из проведенных ими экспериментов испытуемые, студентки Университета
штата Висконсин (г. Милуоки), должны были вообразить себя в условиях депривации. После того как
женщины либо ознакомились с непростыми условиями жизни в их городе в 1900 г., либо представили
себе, что они получили тяжелые ожоги, рубцы от которых обезобразили их, а затем описали свои
чувства, связанные с этим, удовлетворенность их собственной жизнью заметно возросла. В другом
эксперименте, проведенном Дженнифер Крокер и Лисой Галло, одна группа испытуемых писала пять
предложений, начинавшихся словами «Я рад, что я не...», а вторая — пять предложений, начинавшихся
словами «Мне хотелось бы быть...» (Crocker & Gallo, 1985). После этого оказалось, что члены первой
группы настроены более оптимистично и больше удовлетворены своей жизнью, чем члены второй
группы. Похоже, что люди интуитивно понимают, какую пользу приносит сравнение с теми, кому
живется хуже, чем тебе. Человек, самооценка которого оказалась под угрозой, нередко ищет то, что
может помочь ему вырасти в собственных глазах, и сравнивает себя с тем, кто менее удачлив (Gibbons
& Gerrard, 1989; Reis et al., 1993; Taylor, 1989). Осознание того, что другим еще хуже, помогает нам не
забывать о собственном везении и заставляет задуматься о том, что, возможно, нам вовсе не нужно все
это «барахло»: «Отчаиваться из-за отсутствия башмаков можно лишь до той поры, пока не увидишь
человека, у которого нет ног» — гласит персидская пословица.
Проблема крупным планом. Мысли, убийственные для мира, ресурсы которого ограниченны
— Потребление делает людей счастливыми. «Когда мы купим этот охотничий домик, я буду
счастлив».
— Наплевательское отношение к будущему. «Будущее само позаботится о себе. Я живу сейчас».
— Приобретать — это хорошо. «Чем больше, тем лучше».
— Алчность — это хорошо. «Мы все должны иметь столько, сколько можем себе позволить».
— Лучше платить меньше, чем больше. «Не облагайте налогом бензин, чтобы приучить
экономить его. Мне нужно дешевое топливо».
— Нечего чинить то, что пока еще не сломалось. «Те, кто говорят о потеплении климата, могут и
ошибаться».
(Источник:
Ceorge S. Howard (2000). Adapting Human Lifestyle for the 21st Century. American
Psychologist, 55, 509-515.)
---
Психология вносит свой вклад в создание надежного будущего и посредством изучения того, что
может быть названо хорошей жизнью. Если материализм не улучшает качества жизни, то что же, в
Hosted by uCoz