Navigation bar
  Print document Start Previous page
 550 of 569 
Next page End  

стереотипы излишне генерализованы, неточны и мешают восприятию новой информации,
сопротивляются ей.
Стереотип физической привлекательности (Physical-attractiveness stereotype). Априорная
уверенность в том, что красивые люди обладают также и другими социально желательными качествами.
Красивое не может быть плохим.
Стиль объяснения (Explanatory style).
Привычный подход к объяснению житейских событий.
Индивид, которому присущ негативный, пессимистический, депрессивный стиль объяснения,
приписывает свои неудачи стабильным, глобальным и внутренним причинам.
Стойкость убеждений (Belief perseverance).
Устойчивость изначальных представлений
индивида, проявляющаяся в том, что даже если основа его веры дискредитирована, он продолжает
настаивать на том, почему его взгляды могли быть верными.
Теория
(Theory).
Обобщенная совокупность принципов, на основании которых объясняют и
прогнозируют наблюдаемые явления.
Теория атрибуции (Attribution theory). Совокупность представлений о том, как люди объясняют
поведение окружающих, в частности, приписывают ли они его причины внутренним диспозициям
(личностным качествам, мотивам или установкам) или внешним, ситуативным обстоятельствам.
Теория привлекательности как следствия вознаграждения (Reward theory of attraction).
Теория, согласно которой мы любим тех, чье поведение является для нас вознаграждением, или тех,
кого мы ассоциируем с событиями, которые мы воспринимаем как вознаграждения.
Теория реалистического группового конфликта (Realistic group conflict theory). Теория,
согласно которой предрассудок является следствием конкурентной борьбы групп за ограниченные
ресурсы.
Теория самовосприятия (Self-perception theory).
Теория, согласно которой неуверенность в
собственных установках заставляет нас смотреть на себя «со стороны» глазами окружающих: мы
присматриваемся к своему поведению и к обстоятельствам, в которых оно проявляется.
Теория социального научения (Social learning theory).
Теория, согласно которой мы
приобретаем навыки социального поведения под влиянием наказаний и вознаграждений, наблюдая за
окружающими и подражая им.
Теория социального обмена (Social-exchange theory).
Теория, согласно которой человеческие
контакты представляют собой некие сделки, заключаемые для минимизации «затрат» индивида и
оптимизации его «вознаграждений».
Теснота (Crowding).
Субъективное ощущение человека, которому кажется, что на его долю
приходится недостаточно пространства.
Техника «заманивания» (Low-ball technique).
Тактика, к которой прибегают для того, чтобы
добиться от людей согласия на что-либо. Люди, уступившие первой просьбе, нередко уступают и тогда,
когда обращающийся с просьбой «повышает планку». Люди, от которых сразу потребовали больших
«затрат», менее склонны соглашаться на них.
Техника «прямо в лоб» (Door-in-the-face-technique).
Стратегия, направленная на то, чтобы
заставить человека пойти на уступки. После того как он отказался выполнить большую просьбу, тот же
самый проситель обращается к нему с просьбой о более скромной услуге.
Угроза, исходящая от стереотипа (Stereotype threat).
Разрушительно воздействующее на
человека опасение, что его будут оценивать на основании негативного стереотипа. В отличие от
самоосуществляющихся пророчеств, которые «вбивают» репутацию индивида в его Я-концепцию,
ситуации, в которых проявляется угроза, исходящая от стереотипа, оказывают незамедлительное
воздействие.
Установка (Attitude).
Благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция, направленная на
что-либо или кого-либо, выраженная в виде мнения, чувства или преднамеренного поведения.
Уступчивость (Compliance). Конформизм, включающий публичные действия, соответствующие
социальному давлению, несмотря на внутреннее несогласие с предъявляемыми требованиями.
Послушание (подчинение) — действие, совершаемое в ответ на прямой приказ и в соответствии с ним.
Феномен адаптации к определенному уровню (Adaptation-level phenomenon). Склонность
адаптироваться к определенному уровню стимуляции и замечать ее отклонения от этого уровня.
Феномен соответствия (Matching phenomenon).
Склонность мужчин и женщин к выбору в
качестве супругов и сексуальных партнеров тех, кто соответствует им самим по внешним и прочим
данным.
Феномен справедливого устройства мира (Just-world phenomenon). Склонность людей считать,
Hosted by uCoz